Виды летних лагерей

Статья 13. Типы организаций отдыха детей и их оздоровления

1. К организациям отдыха детей и их оздоровления относятся организации (оздоровительные объекты) сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления:

1) детский оздоровительный (санаторно-оздоровительный) лагерь, в том числе загородная организация отдыха детей и их оздоровления;

2) лагерь с дневным пребыванием детей;

3) специализированный (профильный) лагерь;

4) туристический лагерь;

5) лагерь труда и отдыха;

6) детский центр (оздоровительный, оздоровительно-образовательный, медицинский);

7) база и оздоровительный комплекс.

2. К временно приспособленным учреждениям отдыха детей и их оздоровления относятся:

1) детский лагерь палаточного типа;

2) лагерь труда и отдыха;

3) лагерь с круглосуточным или дневным пребыванием на базе общеобразовательного, досугового, спортивного учреждения, учреждения социального обслуживания, клуба по месту жительства и др.

3. Для отдыха детей и их оздоровления могут использоваться санаторно-курортные учреждения (в том числе детские санатории), пансионаты, базы отдыха, санатории-профилактории, оздоровительные комплексы предприятий, учреждений и организаций, профессиональных союзов при условии предоставления указанными учреждениями услуг по отдыху детей и их оздоровлению в соответствии с положениями законов Российской Федерации, требованиями национальных стандартов Российской Федерации в сфере отдыха детей и их оздоровления, законодательством Республики Крым.

>
Образование, реорганизация и ликвидация организаций отдыха детей и их оздоровления
Содержание
Закон Республики Крым от 2 июня 2015 г. N 107-ЗРК/2015 "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С приближением лета родители задумываются, как лучше всего организовать детский отдых. Работа редко позволяет провести все три месяца вместе, а родственники в деревне есть не у каждого. К тому же хочется, чтобы каникулы прошли с пользой для здоровья, физического и умственного развития ребенка. Поэтому многие делают выбор в пользу центров активного отдыха. В статье расскажем о вариантах организации детского туризма и требованиях к нему, о разных видах летних лагерей, их плюсах и минусах.

Лучший детский отдых — активный! Судите сами

На сухом языке документов туризм — это «временные выезды с постоянного места жительства с познавательными, оздоровительными и другими целями». В жизни все гораздо интереснее. Туризм для ребенка — это приключения и яркие эмоции, возможность пополнить копилку впечатлений, обрести новых друзей, стать самостоятельнее, получить полезные умения и навыки. И, конечно, это ценный вклад в здоровье, особенно если отдых проходит активно.

Но детский туризм бывает разным — и по длительности, и по способу организации, и по тематике. Поэтому и цели у него различные, например:

  1. Познавательные. В поездках ребята знакомятся с многообразием окружающего мира, природой и культурой разных стран или регионов России, расширяют кругозор, развивают творческие способности. Детский познавательный туризм может иметь разную направленность — экологическую, археологическую, этнографическую.
  2. Спортивные. Есть и специализированные туры для ребят, профессионально занимающихся теми или иными видами спорта, и универсальные программы, которые не требуют особой подготовки. Это все варианты активного детского отдыха: пешие походы, экспедиции, велосипедные маршруты, сплавы на байдарках, лыжные туры, скалолазание, горный и спелеотуризм.
  3. Оздоровительные. Многие виды детского отдыха не только непосредственно укрепляют физическую форму (например, за счет физической активности, природно-климатических лечебных факторов), но и помогают детям формировать навыки ЗОЖ, прививают здоровые ценности.

Пожалуй, родители согласятся, что оптимальный вариант детского летнего отдыха сочетает в себе все эти цели. Но потребности у всех разные, и решение будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, финансовых возможностей семьи и других факторов. Чтобы вам было проще сделать выбор, расскажем о самых популярных способах организации летнего отдыха детей.

Детские центры активного отдыха летом

Организацией детского туризма занимаются как государственные, так и коммерческие структуры. И те и другие предлагают разные по содержанию программы, но поскольку в рамках статьи нас интересуют варианты летнего отдыха, рассмотрим самые популярные направления именно в этой сфере.

Санаторий

Это учреждение не столько педагогической, сколько медицинской направленности. Главные цели пребывания в санатории — лечение и профилактика различных заболеваний, общее оздоровление. Отдых, развлечения, учеба и культурная программа играют второстепенную роль.

Чаще всего санатории располагаются в экологически чистых зонах с природными лечебными факторами — минеральными источниками, грязями и т. п. — или особыми климатическими условиями, действие которых благоприятно при тех или иных проблемах со здоровьем. Кроме естественных ресурсов, используются физиопроцедуры, диеты и другие средства классической медицины. Каждый санаторий имеет свой лечебный профиль.

Во время отдыха в санатории дети должны соблюдать установленный распорядок дня. Подъем, приемы пищи, процедуры происходят в строго определенные часы. Что касается развлекательной, познавательной, спортивной, творческой программ, то эти элементы в санатории есть не всегда. И даже если они присутствуют, большого внимания им не уделяется.

Для поездки в санаторий, помимо путевки, потребуются медицинский полис и санаторно-курортная карта с выпиской из истории болезни. Кроме того, нужны справки об эпидемиологическом окружении и прививках.

В целом отдых в санатории можно рекомендовать детям, у которых есть проблемы со здоровьем. Плюс таких учреждений в том, что чаще всего в них допускается совместное проживание с родителями. К сожалению, сами ребята редко бывают в восторге от такого отдыха из-за отсутствия развлечений, невозможности почувствовать себя самостоятельным и жестких требований к соблюдению режима.

Кемпинг

Отличной формой организации оздоровительного детского туризма может стать отдых в кемпинге, или палаточном лагере. Вдали от города, в тесном взаимодействии с природой ребята получают ценные навыки самообслуживания, учатся преодолевать трудности, приобретают здоровые привычки, становятся более самостоятельными, выносливыми, дисциплинированными. Свежий воздух, воздушные и солнечные ванны, купание укрепляют защитные силы организма, дарят запас здоровья на весь год. Жизнь в палаточном городке — это незабываемое приключение, скучать детям точно не придется.

Классический вариант — стационарный палаточный лагерь в лесу, на берегу моря, реки или озера. Это относительно «цивилизованный» формат дикого отдыха, подходящий для детей с любой физической подготовкой. В стационарном кемпинге предусмотрено организованное питание, есть проточная вода, душевые, туалеты. В холодную погоду возможен обогрев палаток.

Некоторые детские центры активного отдыха предлагают такую необычную форму туризма, как передвижной палаточный лагерь. Этот способ организации досуга подходит для подростков с достаточно высоким уровнем физической подготовки. По сути, это пеший поход: группа туристов движется по выбранному маршруту с остановками в заранее определенных местах. Участники самостоятельно переносят снаряжение, своими силами под руководством инструктора ставят палатки, разводят костер и готовят пищу. Понятно, что уровень комфорта здесь минимальный, поэтому продолжительность смены редко превышает 7 дней.

Несмотря на удаленность от благ цивилизации, в кемпингах уделяется большое внимание безопасности:

  • Лагерь располагается на огороженной территории, находится под охраной.
  • Штат сотрудников обязательно включает медперсонал.
  • При необходимости всегда можно связаться со службами экстренной помощи.
  • При обустройстве палаточного городка строго соблюдаются требования пожарной безопасности и нормы СанПиН 2.4.4.3048-13 [1] .
  • С детьми работают только подготовленные и проверенные сотрудники.

Вопросы питания в палаточном лагере решают по-разному: это может быть собственная стационарная или полевая кухня, служба доставки, иногда пищу готовят на костре. В любом случае дети получают полноценный сбалансированный рацион.

Режим дня в кемпинге не такой строгий, как в санатории, тем не менее действуют правила распорядка. Это как минимум восьмичасовой сон, трех- или пятиразовое питание, ежедневная зарядка, умывание. Дети учатся самообслуживанию, участвуют в благоустройстве территории. Часто устраиваются развлекательные мероприятия, спортивные соревнования и игры, творческие конкурсы. Смены разные по продолжительности, но обычно не дольше 21 дня.

Чтобы организовать отдых ребенка в кемпинге, нужно приобрести путевку и подготовить стандартные документы: копию свидетельства о рождении или паспорта и справку по форме 079/у, которую можно получить у участкового педиатра.

При всех очевидных плюсах отдыха в палаточном городке у такой формы детского туризма есть один весомый минус: услугу предлагают все реже, и найти хороший кемпинг становится проблематично.

Детский лагерь

Знакомые всем нам с детства пионерские лагеря сменили современные центры детского отдыха. Идеологическая основа стала другой, но все положительные моменты сохранились. Летний лагерь — это по-прежнему отличная среда для освоения новых навыков, общения, спорта и творчества. А с развитием индустрии детского отдыха возможностей становится еще больше.

Технически детский лагерь — это комплекс, где созданы все условия для проживания, сна, приема пищи, творческих и спортивных мероприятий. На территории, помимо спальных корпусов (отапливаемых или неотапливаемых), обязательно есть кухня, столовая, душевые, туалеты, прачечная и другие хозяйственные помещения. Для организации детского досуга в лагере имеются спортивные площадки, футбольное поле, открытый или закрытый бассейн, кинозал, клуб. Охрана территории обеспечивается силами штатных сотрудников или сторонней организации, с которой учреждение работает по договору.

На заметку!

Обязательное требование к детскому лагерю — возможность оказания врачебной помощи в случае необходимости. Как минимум должен быть медицинский кабинет с одним врачом и медсестрой. В крупных лагерях могут работать несколько педиатров. Если учреждение в силу каких-то причин не в состоянии обеспечить детей медицинской помощью, заключается договор с расположенной поблизости больницей или поликлиникой.

Что касается условий проживания, то они различаются в зависимости от типа лагеря, политики и финансовых возможностей собственника. Это могут быть как деревянные домики с удобствами на территории, так и благоустроенные корпуса с номерами гостиничного типа и двухместным размещением. Конечно, между этими крайностями масса промежуточных вариантов.

Питание в лагере обычно четырех- или пятиразовое. К помещениям кухни и столовой, качеству продуктов предъявляются строгие санитарно-гигиенические требования. Чаще всего питание организовано по принципу самообслуживания: это прививает ребятам навыки самостоятельности.

Жизнь детей в лагере строится по распорядку. Подъем, зарядка, умывание, приемы пищи, занятия, отбой происходят в определенные часы. В то же время у детей остается достаточное количество свободного времени для общения и игр.

В любом лагере есть культурно-развлекательная программа. Основная часть детского досуга посвящена спортивным мероприятиям, отдыху на свежем воздухе (купание, походы, посиделки у костра), занятиям в кружках, подготовке конкурсов и выступлений. Часто проводятся экскурсии.

Тематический лагерь

Некоторые детские лагеря имеют тематическую направленность — спортивную, научную, например историческую, этнографическую, археологическую, краеведческую и т. д. Часто проводятся программы по мотивам популярных фильмов или игр. Все это предполагает соответствующее оснащение, наличие специальной атрибутики, инвентаря. В тематических лагерях дети не только с удовольствием и интересом проводят время, но и узнают много нового, учатся в процессе игры, приобретают навыки в зависимости от тематической направленности. В остальном это обычный активный отдых: те же спортивные мероприятия, конкурсы, занятия и развлечения.

Для организации отдыха ребенка в стандартном или тематическом лагере потребуются путевка, свидетельство о рождении, медицинская справка по форме 079/у и справка об эпидокружении.

Особенности организации детского туризма: безопасность и качество оказываемых услуг

Компании, работающие на рынке детского туризма, стоят перед непростой задачей. С одной стороны, они должны предоставлять услуги высокого качества, с другой — соблюдать законодательные нормы, а в этой сфере правила особенно строгие. Требования к организации детского отдыха касаются как уровня оказания услуг в целом, так и множества частных моментов — таких, как безопасность, качество питания, транспорт, медицинская помощь, подготовка руководителей групп и т. д.

Все нормы и правила, регламентирующие сферу детского туризма, содержатся в ГОСТ Р 54605-2017.

Общие требования к организации детского туризма, в частности, предписывают туроператорам:

  • учитывать потребности отдыхающих в соответствии с их возрастом;
  • действовать в интересах здоровья, интеллектуального, духовного и нравственного развития детей и подростков;
  • организовывать детский отдых в экологически благоприятных зонах;
  • предоставлять детям и их родителям (или законным представителям) полную информацию об отдыхе, включая контакты руководителей групп.

Требования к оборудованию корпусов, домиков, палаток и других средств размещения:

  • они должны соответствовать правилам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам;
  • необходимо обеспечить раздельные спальные комнаты, туалеты, душевые для мальчиков и девочек;
  • взрослые и дети размещаются на разных этажах (или в разных частях здания).

Помимо этого, в ГОСТах прописаны требования к:

  • питанию (состав продуктов, разнообразие блюд, калорийность);
  • программам (обязательные элементы организации досуга);
  • перевозкам;
  • безопасности (в том числе во время отдыха на воде);
  • охране окружающей среды;
  • персоналу.

Детский туризм разнообразен по формам организации и содержанию программ. Самый популярный и востребованный формат активного отдыха — летний лагерь. Для ребенка это возможность расширить круг общения, узнать много нового, стать более самостоятельным и приспособленным к жизни. Активный отдых на природе приносит неоценимую пользу здоровью, дает запас жизненных сил на весь предстоящий учебный год.

Какой тип активного детского отдыха выбрать?

Способов организации детского отдыха очень много, и родителям не всегда просто сделать выбор. О возможных вариантах рассказывает руководитель Клуба путешественников «Робинзонада» А. Л. Щербаков:

«Робинзонада» уже более 25 лет помогает организовывать интересный и разнообразный отдых для детей. Это не просто лагерь, это множество самых разных программ, которые проводятся в любое время года. Мы организуем активный отдых в Подмосковье, на Валдае, в Краснодарском крае, Карелии и в других местах России, а также за рубежом. Предлагаем семейные и школьные туры. Но при всем многообразии у программ «Робинзонады» есть нечто общее: это всегда приключения, спорт и активный отдых на свежем воздухе, конкурсы и игры, самореализация и творчество, масса общения и ярких впечатлений.

Летних программ у «Робинзонады» более 30, среди них есть тематические и образовательные (с изучением английского языка). Самый популярный проект — «Валдайская Робинзонада». Это первая программа, она существует с начала деятельности клуба. Кемпинг находится на берегу озера в Валдайском национальном парке. За две недели отдыха ребята научатся ставить палатки, разводить костер, управлять лодкой, ориентироваться на местности по компасу, получат навыки скалолазания, поучаствуют в пешем или водном походе. Программы рассчитаны на детей разных возрастов — от 10 до 16 лет.

Интересный развивающий проект для младших школьников — «Изумрудный город. Встреча друзей». В подмосковном лагере ребят ждут активный отдых на свежем воздухе, творческие мастер-классы, упражнения и игры. Все события, от занятий до зарядки, организуются в форме приключений в волшебной стране.

Программа «Морской дозор» предлагает отдых на море для подростков 10–12 лет, а также горный поход. Во время отдыха у ребят будет возможность позаниматься в спортивных секциях и развить творческие способности во время мероприятий, обнаружить скрытые таланты.

На программах работают инструкторы по безопасности и врачи. Кроме того, у нас есть своя школа руководителей и школа инструкторов. Отдых проходит в комфортной среде: группы формируются из детей одного возраста, персонал уделяет внимание каждому. Мы делаем все возможное для того, чтобы ребята достигали успеха в спорте, общении, творчестве, реализовали свой потенциал и нашли дело по душе. Ежедневно публикуем новости со смен, оперативно реагируем на ваши замечания. Многие робинзоны возвращаются в лагерь снова и снова, что служит для нас лучшей оценкой нашей работы».

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования.

Можно выделить несколько подходов к типологии детских оздоровительных лагерей.

Первый. Виды детских оздоровительных лагерей классифицируются не по содержанию деятельности, а по месту размещения детей.

1. Стационарные лагеря. Специально создаваемые, как детские оздоровительные учреждения, преимущественно – за городом.

2. Базовые лагеря. Лагеря, создаваемые на приспособленной базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, которые изначально не создавались, как оздоровительный детский лагерь – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в войсковой части, равно, как на турбазе, профилактории или гостинице.

3. Полевые или палаточные лагеря [10, c. 194].

Второй подход предполагает классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

– сезонные лагеря, работающие в каникулярный период (осень, зима, весна – 8-12 дней, лето – 3 месяца),

– межсезонные, круглогодичные лагеря.

Третий подход к видовому разнообразию смен (лагерей) определяется основной содержательной деятельностью.

По этому признаку лагеря могут квалифицироваться как: спортивно-оздоровительные, туристские, труда и отдыха, санаторные (профилактические), культурно-познавательные, интеллектуальные, профильные, семейные.

1. Спортивно-оздоровительные лагеря – вид оздоровительно-образовательной деятельности, являющейся:

– продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ;

– рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, где основным содержанием деятельности будет формирование скоростных, силовых, двигательных качеств, выносливости и т.п. в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

Спортивно-оздоровительные лагеря обычно расположенны в пределах родного края (40-50 км от города), которые экономичны для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей). При организации занятий по спортивному туризму в лагере актуальна возможность вывезти детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду. Заниматься некоторыми видами спортивного туризма могут даже такие дети, которые по своим физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие. В спортивно-оздоровительных лагерях учебный процесс – практическая деятельность, содержание которой не надумано и призвано разрешать проблемы в жизни лагеря [10, c. 194].

2. Туристские лагеря:

– полевые (палаточные) лагеря по различным видам туризма и краеведения (водный, пеший, горный и т.п.) с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических навыков, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческой направленности в течение года;

– лагеря, проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.

Примером такого лагеря может выступать новосибирский лагерь Хорошо «Артек», который имеет большой опыт организации детского туризма. С ребятами проводятся моделирующие сюжетно-ролевые игры – «Экстрим», «Артековское сафари», «Архипелаг – Робинзона», «Школа выживания», туристические соревнования «Комбинированный туристический маршрут» или «Туристическая полоса препятствий». В ходе игры «Турград» ребята закрепляют знания по основам туризма – установке палатки, ориентированию на местности, укладке рюкзака, видам костров. Для тех ребят, кто выбрал для себя туристические отряды, организуются учебные дисциплины, практические занятия, игры и активный отдых, которые помогают ребенку приобрести необходимые умения и навыки, освоить «науку выживания» [8, c. 73].

3. Лагеря труда и отдыха обучающихся – лагеря практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающая формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

4. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

5. Санаторные профилактические лагеря – лагеря активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки физического (психического) формирования, либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

6. Культурно-познавательные лагеря – место активного отдыха, как стационарного, так и передвижного, где ведущими видами совместной деятельности педагога и обучающегося является нацеленность на творческое освоение мира. Этот вид лагеря может быть организован в форме творческой дачи, мастерской, фестиваля, смотра, экскурсии и прочих форм организации жизнедеятельности обучающихся [10, c. 193 ].

7. Профильные лагеря – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая, как смена по направлениям деятельности (профилю): юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников.

Основной функцией профильных лагерей является расширение образовательных возможностей детей и подростков. В рамках смены профильного лагеря должны подводиться итоги предыдущей работы и стартовать новые проекты. Одним из основных методов работы профильного лагеря должно быть обучение сверстников, корда молодежь учит молодежь.

Деятельность детского профильного оздоровительного лагеря может компенсировать недостаточность активных форм познавательного развития детей и подростков, оказать влияние на укрепление физического и психологического состояния детей, способствовать успешной социализации проблемных подростков, развивать творческие способности детей через систему специальных педагогических методов, технологий, средств и форм.

Деятельность профильного оздоровительного лагеря это, прежде всего, общение, познание, предметно-практическая и духовная деятельность, спорт, игра. От того, насколько они сочетаются и дополняют друг друга, зависит эффективность решения воспитательных задач.

Деятельность воспитанников во время проведения смены лагеря осуществляется в разновозрастных группах и других объединениях по интересам, наполненность которых не должна превышать 20 человек. При выборе форм и методов работы для проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной или творческой, или трудовой направленности, приоритетом должна быть оздоровительная направленность.

Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений, навыков в соответствующем виде творчества, выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ, которые дополняются системой мер по формированию здорового образа жизни.

Главная цель образовательной системы профильных лагерей – это поиск, отбор и продвижение талантливых детей и молодежи. Под поиском понимается совокупность учебных приемов, активных форм обучения и работы с молодежью, которые позволяют находить по определенным критериям креативных, социально активных детей [1, c. 42].

8. Интеллектуальные лагеря – активного отдыха детей и подростков через освоение образовательных программ, как предметных (математики, физики, филологии и т.п.), так и интегративных (интеллектуальных игр, шахмат).

9. Семейные лагеря – лагеря совместного творчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Все эти виды детских оздоровительный лагерей на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Таким примером является Всероссийский детский центр отдыха и оздоровления «Орленок». Это огромный лагерь, находящийся в Туапсе, в котором все предназначено для наилучшей организации детского отдыха. ВДЦ «Орленок» объединил в себе 7 лагерей, школу, спорткомплекс с несколькими современными площадками и футбольным полем, Дворец культуры и спорта с плавательным бассейном, Дом авиации и космонавтики, выставки, мастерские технического и прикладного творчества, астрономическую обсерваторию, лечебный корпус, библиотеку. Территория огорожена, круглосуточно охраняется.

На территории ВДЦ расположены как круглогодичные оздоровительные лагеря, так и летние.

К круглогодичным детским оздоровительным лагерям относятся:

К летним детским оздоровительным лагерям относятся:

Лагерь «Солнышко», который также является структурным подразделением ВДЦ «Орленок», принимает детей от 7 до 10 лет.

Как любой пионерский лагерь, каждый ДОЛ имеет отдельный медицинский пункт со своим штатом сотрудников: 2 врача педиатра, старшая медсестра, 4 дежурные медсестры, 1 дезинфектор, 2 санитарки. В медпунктах лагерей медицинская помощь оказывается круглосуточно [4, c. 11].

Таким образом, в заключение первой главы следует сделать следующие выводы.

Во-первых, детский оздоровительный лагерь – целостный социальный организм, специально созданный и подчинённый целям гуманистического формирования личности, который на сегодняшний день является учреждением, не только осуществляющим оздоровление и отдых детей, но и выполняющим образовательную и воспитательную функции.

Во-вторых, детский оздоровительный лагерь как составная часть детского туризма имеет свои специфические, обусловленные исторически черты и признаки. Особенности деятельности детского оздоровительного лагеря, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности (культурно-досуговая, исследовательско-познавательная, спортивно-оздоровительная, игровая, трудовая и др.); целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).

В-третьих, детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как условие успешного развития детского туризма. В условиях детского оздоровительного лагеря умственное и физическое воспитание детей реализуется через такие социально-гуманитарные функции туризма, как воспитательную, образовательную, оздоровительную, спортивную, восстановительную, развивающую и развлекательную функции.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.