Верхняя одежда народов севера

Это изречение «По одежке встречают. » знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения – предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. Традиционную одежду народов Крайнего Севера можно рассматривать как специфический способ адаптации, реализуемый через трансформацию традиционной культуры. Природно-климатические условия, образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера способствуют сохранению традиционного национального костюма. Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Рассматривая специфику костюма, следует сначала отметить, что он изготавливается в сложившемся безотходном производстве. «Основной принцип, которым руководствуются во всех традиционных культурах, – это утилизация всех имеющихся материалов: отходов в хозяйственной деятельности практически не было, за исключением той небольшой части, которая является следствием религиозных предписаний. Мясо шло в пищу, шкура на изготовление одежды, внутренности на приготовление мыла, сухожилия на нитки». С условиями хозяйственной деятельности связан не только материал, но и силуэт и форма костюма. Силуэт и форма одежды оленеводов отличается от промысловой одежды охотников и рыболовов. Конструктивная особенность такой одежды состоит в трапециевидном силуэте и цельнокроеной передней части.

Традиционный костюм структурирован в соответствии с частями тела человека, с учетом функционального разделения деталей на плечевую и поясную одежду и включает головные уборы и обувь.

Малица – одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка – конти из меха оленя или собаки. Подол сзади длиннее чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы из камусов мехом наружу. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон, который шился из пыжика мехом наружу и на подкладе из того же материала, капорообразной формы. Малица была короткой, что обусловлено основным занятием – охотой, требующей большой подвижности. Её носили как зимой так и летом без пояса (закрывала колени), и подпоясанной. Подпоясанная малица позволяла держать вещи за пазухой (рис.12).

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

В сильные морозы сверху малицы одевали парку. Эта одежда также имела глухой покрой, но шилась из белых неблюев (оленят 2-3 месяцев) мехом наружу. Парка – прямая одежда. По подолу парки пришивалась широкая полоса, иногда из меха другого цвета. Над ней располагался мозаичный орнамент из тёмного и светлого оленьего меха. Рукава с ластовицами и обшлагами (рис.13).

Над обшлагами, как правило, полоса мозаичного орнамента. Парка имела капюшон, характерная особенность которого – затылочная часть, выкроенная из одной шкуры со спинкой. Капюшон обычно украшали уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна. Парка была обычно короче малицы и носилась только не подпоясанной. Так же как и малица, парка была распространена у ненцев и северных хантов.

Кухлянка – меховая глухая куртка, в основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без.

Молодежь шьет кухлянки наружные из мягких тонких шкур и выше колена, поэтому внутренние приходится делать более толстыми.

Пожилые северяне носят длинные кухлянки, часто ниже колена, из плотных шкур оленя. Кровь пожилого человека более густая, плохо согревает тело, поэтому длинная кухлянка хорошо помогает в суровых условиях Севера.

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

Ворот у кухлянки очень широкий, сквозь который продета веревка из сухожилий, позволяющая затянуть воротник на усмотрение его хозяина. Рукава тоже широкие, но к запястью сужаются. Ширина позволяет втянуть руки внутрь кухлянки.

А вот весной можно носить только одну из двух кухлянок, чтобы лишний раз не потеть.

Если мужчине приходится ночевать в тундре, то, затянув пояс, втянув руки внутрь, затянув и заткнув ворот шапкой-малахаем, он преспокойно спит на свежем воздухе, не опасаясь жгучего мороза и пурги (рис.14).

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

Традиционная одежда северной женщины – паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна. Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей.

В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп северян. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной. Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя (рис.15).

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По крою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.

Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта.

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины.

Воротник делают из хвостов песца. Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.

Сокуй – мужская одежда глухого покроя с капюшоном. Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. Части передка и спинки выкроены из целой шкуры с разрезами для проймы. В разрезы вшиты большие ластовицы из меха, являющиеся частью прямы рукавов. В центре, спереди, вшит прямоугольный кусок меха. Спинка одежды скроена вместе с затылочной и боковыми частями капюшона. К нижнему краю стана пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был султан на капюшоне, выполненный из оленьего хвоста.

Сокуй имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Его носят без пояса. В зависимости от окраски шкур сокуй бывает белый, тёмный, пёстрый. Красивым считается сокуй из белых шкурок (рис. 16).

Верхняя одежда народов севера

Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы.

Сам чулок изготавливают из камуса (шкура с ноги оленя, с нижней ее части) или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Внутрь одевается меховые носки (чижи).

Подошву шьют из кожи лахтака (большого тюленя) чтобы не промокали. Можно сшить и из камуса со стельками из травы. Траву периодически заменяют на новую сухую. Это в основном зимой. А летние шьют из нерпичьей кожи, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания.

В верхней части торбаса туго затягиваются шнурком из подшейного волоса оленя. Нижние ремни скрещиваются спереди чтобы дольше не протерлись, из кожи лахтака.

Женские торбаса гораздо выше мужских, бывают даже до колена. Мужские редко доходят до середины икры (рис. 17, 18).

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

7. Головные уборы

Шапка женская – головной убор северной женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.

Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают. Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса, обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии (рис. 19).

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

В суровых северных широтах одним из необходимых условий для выживания народов было умение шить одежду, а также прочие изделия и бытовые предметы из натурального меха и кожи.

Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.

Верхняя одежда народов севера

В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.

Сумки у северчан были самые разные (рис. 20). Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты.

Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков, декоративных швов из жил, росписи и даже бисера (рис. 21).

Верхняя одежда народов севера

В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшеные по желанию мастерицы (рис. 22).

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов (рис. 23).

Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

Пояс – это главный атрибут северной одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.

Пояс детский – обязательный важный атрибут детской северной одежды. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или, на худой конец, обыкновенная верёвка. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам мальчикам папы делают настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет. В этом возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут северной женщины. Пояс был самотканым, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается северянами как символ чистоты (рис. 24, 25).

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и ритмическим членениям.

Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (рис.26).

Верхняя одежда народов севера Верхняя одежда народов севераВерхняя одежда народов севера

9. Одежда из рыбьей кожи

Технология обработки кожи рыбы была известна издревле. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: амура, сазана, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке. Рыбью кожу мочили, смазывали падогой (размельченной, жидко разведенной кетовой икрой), сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.

Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.

На шаманских одеждах из рыбьей кожи рисунки располагались в три яруса, отражавшие особенную картину мироздания. Мир воспринимался как система, состоящая из трех ярусов. Нижний – обозначал царство, расположенное под водой и землей. Люди представляли его как исток всего живого и царство умерших предков. Средний мир – это живая и цветущая земля–кормилица всех живущих на ней. Верхний ярус – это небо. На каждом орнаменте обязательно присутствовали дракон или змея. У змеи было два хвоста, расходящиеся по сторонам, когтистые лапы, а на голове красовались перья. Дракон, змея – это были древние символы всего живого и на земле, и над землей и даже в небе. Позднее сведения о трехъярусной системе мира утрачивается, и остаются только два яруса, тогда композиция изображалась как древо жизни с раскинувшимися ветвями, которые уходят в небо (рис.27).

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Традиционно для изготовления верхней одежды эвенки, чукчи, ненцы, якуты и другие северные жители использовали шкуры оленей, нерп, диких зверей и даже собак, а также перья птиц – например, гагар и уток. В ход шла также кожа рыб, а у якутов – шкуры коров и лошадей. Особенно распространена у оленеводов и охотников теплая и практичная ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.

Одежду утепляют мехом белок, песцов, рысей и других диких пушных зверей. В старину народы, которые занимались морским промыслом, приобретали материал для пошива (например, оленьи шкуры) у охотников. Расплачивались за него рыбой, китовым мясом, и нерпой.

Верхняя одежда народов севера

Дизайн и покрой одежды с давних пор соответствует образу жизни и роду деятельности владельцев. Поскольку мужчины (охотники, оленеводы, рыбаки) больше времени проводят на открытом воздухе, их одеяние, как правило, шьется максимально глухим, без прорезей. У женщин наряд более распашной. Маленьким детям традиционно шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном. Часто штаны и обувь сшиты вместе.

Несмотря на общие принципы в рациональном использовании одежды, у каждого народа существуют свои особенности в ее дизайне.

Чукчи

Верхняя одежда народов севера

У чукотских мужчин, чтущих национальные традиции в одежде, принято надевать на голое тело двойную меховую рубаху до колен. Нижняя часть – мехом внутрь, верхняя – наружу. Для красоты ворот и подол обшивают мехом. Русские такой наряд в старину называли «кухлянка». Ее обвязывают поясом, на котором висит охотничий нож. Для пошива летней одежды обычно используют равдугу и нерповую шкуру. Жены оленеводов предпочитают меховые комбинезоны. Грудных детей одевают в комбинезоны-мешки, штанины и рукава которых наглухо зашиты.

Эвенки

У представителей этого народа традиционная верхняя одежда – кафтан из оленьей шкуры с завязками на груди, швы которого простеганы бахромой из козьего меха – чтоб внутрь не попадала вода. Также эвенки активно используют нагрудники из меха. В суровых районах они носят поверх кафтана глухую меховую одежду (соку) и надевают меховые «натазники». Традиционный головной убор – шапка наподобие капора, отороченная мехом. Также некоторые эвенки обматывают голову и шею платками или меховыми полосками, напоминающими шарф.

Верхняя одежда народов севера

Якуты

Наиболее распространенным и характерным для якутской национальной одежды считается крой, который они когда-то переняли у русских военных и путешественников, но видоизменили в соответствии со своими культурно-художественными традициями. Это что-то типа пальто со складками по бокам и сборкой на рукаве. Вообще же их этническая «мода» сочетает в себе много заимствований от других народов, а все элементы декора в костюме в старину имели особую смысловую нагрузку. Например, конусовидная парадная женская шапка, делая силуэт якутки как бы устремленным вверх, символизировала процветание и благополучие. Сейчас якуты стали одеваться современнее, у оленеводов популярны меховые или замшевые национальные куртки с воротником или рубахи из грубой плотной ткани.

Верхняя одежда народов севера

В этнической моде все смешалось

Если в старые времена северные народности жили более или менее обособленно, то постепенно, в связи с ассимиляцией, произошло очень много заимствований в национальной одежде. Например, у якутов эвенки заимствовали кафтан с отложным воротником, а у чукотских модников – практичные меховые кухлянки. Но зато унты эвенков показали себя настолько удобными, красивыми и теплыми, что их все чаще стали использовать в качестве обуви практически все северные народы!

Верхняя одежда народов севера

Более того, в наше время часто можно встретить ненецких, чукотских, якутских оленеводов и охотников в одежде, сочетающей как национальные, так и современные детали. Например, обычная шерстяная шапочка промышленного производства, а сверху – традиционный меховой головной убор.

Верхняя одежда народов севера

Вышивка

В украшении одежды аборигены Крайнего Севера активно используют вышивку. Если в старые времена одежду расшивали подшейным волосом оленя, то теперь в распоряжении современных мастериц все чаще появляются обычные нитки и ленты. Вышивать нитками, например, мулине, теперь принято у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков. Также этнические мастерицы продолжают, как во времена бабушек, использовать жилы. Элементы орнамента часто обшивают ровными стежками с небольшими промежутками. Сам же орнамент может быть в виде аппликации или рисунка, выполненного декоративным швом.

При изготовлении одежды, обуви, сумок, поясов, головных уборов и даже накидок на нарты северяне используют в качестве декора лоскутки и полоски ровдуги, кожи, меха.

Верхняя одежда народов севера

Кстати, меховая мозаика в виде сочетания полосок и квадратов разного цвета у многих северных народов играет не только декоративную, но и информативную роль. Круглые орнаменты, например, символизируют солнце, а их светло-темное наполнение – соседство света и тьмы. А шахматный узор символизирует оленьи тропы. У некоторых народов узоры аппликаций и вышивки имели социальные, возрастные, половые различия, а некоторые декоративные элементы даже служили чем-то вроде календарей.

Верхняя одежда народов севера

Бисер

Особое значение мастерицы придают вышивке бисером. В древние времена аборигенное население изготавливало бусины в виде кружков и столбиков, вытачивая их из кости и окрашивая природными красителями разнообразных оттенков. Говорят, за горсть таких бисеринок эвенки могли отдать целого оленя. Теперь мастерицам доступен современный бисер, а старинный они берегут как раритет. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение.

Техника шитья и виды орнаментов за долгие годы изменений не претерпели, а вот сама тематика несколько меняется: все чаще на одежде изображают растения, зверей, сам же узор стал крупнее.

Верхняя одежда народов севера

Всю природную красоту жизни оленеводов (правда, не Крайнего Севера, а Монголии) запечатлел на своих снимках фотограф Томас Петр

Текст – Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Верхняя одежда народов севера

Северные края суровы к своим обитателям. Территория, на который проживает народ, определяет основной вид его деятельности: скотоводство, охота, рыбная ловля. Все они требуют подвижности, и одежда народов Севера должна ее обеспечивать. Жители не могут просто переждать холод, а должны вести хозяйство, добывать пропитание. Как же удается добиться удобства и обеспечить тепло?

Главные особенности

Отличительные черты одежды народов Севера определяются функциями, которые она должна выполнять:

  • Защищать от агрессивных климатических условий;
  • Оберегать от механических повреждений. Жизнь на севере часто сопряжена с опасностями. Толстая и плотная северная одежда защищает человека от бытовых случайностей, когтей хищника, ссадин при падении;
  • Обеспечивать свободу движения. Человек должен легко и быстро передвигаться, а также выполнять мелкие манипуляции;
  • Поддерживать тело в чистоте. В суровом климате сушить одежду и принимать водные процедуры не всегда удобно. Особенно это касается кочевых северных народов;
  • Давать информацию о своем обладателе. По костюму можно понять, к какой народности принадлежит человек, какую роль играет в обществе, уважаем ли он соплеменниками, женат или холост, какими богатствами обладает. Оценив внешний вид, можно определить манеру общения с незнакомцем;
  • Удовлетворять эстетические потребности. Национальная одежда является лицом своей народности. В ее художественное убранство вкладывают дух и традиции предков. Трудоемкие изящные узоры выражают уважение к истории родного края.

Особенности одежды Северных народов диктует суровый климат. Люди в самых жестких условиях не забывают о внешнем виде. Достаточно вспомнить облик брутальных кавказских горцев. Национальная одежда народов Северного Кавказа является примером того, как высокая функциональность сочетается с красотой убранства. Одежда народов Северного Кавказа и некоторых других северных территорий имеет следующие особенности:

  1. Она защищает все части тела от ветра и стужи. Часто имеется капюшон, характерны длинные рукава. Верхняя одежда обычно просторная и имеет свободный крой;
  2. Многослойность. Костюм предполагает несколько слоев одежды. Каждый из них отличается по фактуре. Прослойки воздуха помогают удержать тепло;
  3. Для изготовления верхней одежды применяют материалы с плотной износостойкой структурой;
  4. Части выкраивают из различных видов кожи и меха. Встречаются сочетания рыбьей кожи со шкурами животных;
  5. Натуральные материалы обеспечивают хорошую терморегуляцию. Это предотвращает излишнее потоотделение;
  6. Еще одна особенность – это обилие мелких деталей. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Страсть к такому декору отражает религиозные взгляды. Северные удмурты используют в убранстве множество монет. За счет них каждое движение сопровождается серебряным звоном. Считается, что он отпугивает злых духов;
  7. Изысканное художественное оформление наряда. Анализ фотографий народностей Севера позволяет выделить 2 основных способа украшения одежды:
  1. вышивка бисером;
  2. меховая мозаика (комбинирование деталей из разных видов меха).

Оба вида отделки требуют стараний. Девочки с 6 лет обучаются непростому ремеслу. До свадьбы надо подготовить праздничный наряд для себя, будущего супруга и подарки новым родственникам.

Для изготовления одежды народов крайнего Севера требуются серьезные затраты ресурсов. Уходит много времени, сырья и труда. Немалых физических усилий стоит выделка шкур. Скорняк (мастер по выделке кожи и меха) всегда пользовался уважением в обществе. Высоко ценился и труд мастериц, передающих из поколения в поколение значение различных узоров, технику их нанесения.

Одежда Северных народов должна быть теплой и обеспечивать свободу движения. Это жизненная необходимость!

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Благодаря интеграции различных племен и народов, яркие отличительные особенности постепенно стираются. Силуэты и фасоны смешиваются, комбинируются элементы декора. Можно выделить следующие основные виды одежды северян.

Кухлянка – меховая куртка без застежки, напоминающая по силуэту спортивный балахон. Она состоит из 2 слоев. Воздушная прослойка между ними позволяет эффективнее сохранять тепло. Часть, прилегающую к телу, носят мехом наружу. Верхнюю куртку одевают мехом внутрь. Это делает одежду очень устойчивой к загрязнениям. В теплое время года носят только 1 слой.

Люди средних лет и младшего возраста носят кухлянки выше колена. Короткая длина позволяет активно двигаться. Старики, чтобы уберечься от стужи, шьют удлиненные кухлянки до середины икры. У куртки широкий ворот. Он служит для отведения тепла. В горловину продета жила, с помощью которой при сильном ветре можно затянуть воротник. Рукава просторные, благодаря чему руки свободно сгибаются в локтях. Куртка плотно прилегает на запястьях. Человек может выполнять хозяйственные манипуляции. Кухлянка может иметь капюшон или наглухо пришитые рукавицы. Носят ее как с поясом, так и без него.

Двухслойная кухлянка настолько теплая, что ее используют как спальный мешок. Ворот плотно затягивается, оставшееся отверстие закрывают шапкой. Руки вытаскивают из рукавов, просторный крой позволяет прижать их к телу. Если северянину пришлось остановиться, чтобы переждать непогоду, она спасает ему жизнь.

Сокуй – глухая дорожная куртка, по силуэту напоминающая кухлянку. Его не принято подпоясывать. Носится мехом наружу. Есть капюшон, который часто украшен оленьим хвостом. Во время особенно злых морозов сокуй применяют как дополнительный слой сверху прочей меховой одежды.

Малица – глухая дубленка из оленьей шкуры. Подол украшается опушкой из нескольких полос оленьего или собачьего меха. Покрой свободный, как и у кухлянки. Отличительная особенность – удлиненная задняя часть. Рукава заужены к низу. К ним пришиваются рукавицы. Малица имеет меховой капюшон. Мех вывернут наружу. В метель он защищает лицо от снега. Куртка достигает коленей или заканчивается немного выше. Готовясь к дальней дороге, ее подпоясывают. Так за пазухой можно хранить небольшой запас еды и необходимые вещи.

Парка – эта куртка является прародителем популярного предмета современного гардероба. Ее носят поверх малицы. Шьют из нежного меха оленят. К подолу пришивают широкий кусок меха, который может отличаться от основного «полотна». Граница между полосами украшается шахматной мозаикой, которая опоясывает подол. На рукавах также красуется орнамент из кусочков разноцветного меха. Уникальная особенность – капюшон, сшитый из небольшой цельной шкурки. Его могли декорировать ушами или кисточками. Верхняя куртка никогда не подпоясывается.

Паница – женская одежда у многих северных народов. Это длинная распашная шуба, на плечи которой спускается пушистый воротник из песцового, беличьего или заячьего меха. Больше всего ценится отделка хвостом песца. Шубу шьют из 2 слоев так, что мех обращен и внутрь и наружу. Чтобы изготовить шубу для женщины среднего роста (165 см), уходит 5 небольших оленьих шкур. По 2 на каждый слой и еще одна на капюшон. При раскрое шкуры располагают вертикально. Женская одежда богато декорирована. Подол и рукава украшают меховым орнаментом, выполненным из небольших кусочков контрастных цветов. Изделие расшивают тонкими лоскутами яркого сукна, концы которых оставляют незакрепленными.

Ноги жителей Севера защищали от холода особые меховые чулки – торбаса. Женскую обувь шили до колена. Мужская была короче, чтобы не сковывать шаг. На голове носили меховые шапки различных форм. Верхняя одежда народов севера Кухлянка Верхняя одежда народов севера Сокуй Верхняя одежда народов севера Малица Верхняя одежда народов севера Парка Верхняя одежда народов севера Паница Верхняя одежда народов севера Торбаса

Какие материалы традиционны

Выбор материала зависел от преобладающего вида деятельности. Охотники использовали шкуры и мех, рыболовы – кожу рыб. Но с течением времени связи между племенами усиливались. Развитие коммуникаций позволило представителям различных народностей Севера чаще контактировать. Сегодня выбор материала уже не навязан способом жизнеобеспечения. Племена, практикующие рыбную ловлю, без проблем обменивают продукты своего промысла на мех, если считают его более практичным в носке.

В условиях сурового климата добыча ресурсов отнимает много сил. Поэтому важная черта хозяйства утилитарность: в ход идет всё от рогов до копыт, от жира до костей. Для скрепления деталей одежды используют высушенные сухожилия животных. Пуговицы делают из отшлифованных костей или крупных клыков. Для изготовления одежды чаще всего применяют шкуры:

  • оленей;
  • лосей;
  • собак;
  • птиц;
  • коров;
  • лошадей;
  • крупных рыб;
  • нерп.

Чтобы обеспечить дополнительное тепло, кожаное изделие утепляется мехом. Используют мех:

  • белок;
  • лис;
  • зайцев;
  • бобров;
  • рысей и более крупных животных.

Народы, практикующие оленеводство, и их соседи предпочитают мех оленей всем остальным материалам. Широкую популярность имеет ровдуга – оленья замша. Она прекрасно сохраняет тепло и имеет высокую прочность. На нее не прилипает грязь и растительный мусор. Она легче многих видов меха, но не уступает по практичности. Народы, ведущие оседлое хозяйство, владеют искусством изготовления тканых материалов. Так девушки Удмуртии с давних времен считаются искусными мастерицами ткацкого ремесла.

Одежда отличается богатым декором. Ее традиционно расшивают бисером, украшают вышивкой. Это указывает давние торговые связи с Китаем и центральной Россией. Особенно богато выглядит одежда народов Северного Кавказа – традиционный костюм расшивается золотой нитью, используются дорогие ткани.

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Верхняя одежда народов севера

Современный образ

Сегодня в жизнь народов Севера прочно вошли синтепон и холлофайбер. Штаны и куртки из технологичных синтетических материалов постепенно вытесняют северную меховую одежду. Знания о том, как создать традиционный костюм, постепенно стираются из памяти. С особенной легкостью отказываются от ношения национальной одежды женщины. Мужчины чаще сохраняют верность традициям и продолжают носить прежние костюмы. В первую очередь это касается тех, кто продолжает заниматься традиционными промыслами. Люди научились делать дышащие, но непромокаемые ткани. Но в условиях крайнего Севера, порой мудрость предков лучший союзник, чем высокие технологии.

Сознательные жители Севера прилагают усилия, чтобы национальные костюмы не стали исключительно музейными экспонатами. Регулярно проводят выставки, где представлены элементы одежды и предметы быта. На ярмарках можно приобрести этнический наряд или одну из его деталей. Фотографы стараются передать красоту национальной одежды и особенности жизни в суровых краях. Гастролируют по стране вокальные коллективы, выступающие в этнической одежде. Все это помогает привить подрастающему поколению уважение к традициям.

Видео

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.