Казахская национальная обувь

В старину мужская и женская обувь не отличалась друг от друга. Это были сапоги, различающиеся по сезонам. Были отличия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь чаще всего носила сапоги на высоких (до 6 – 8 см) каблуках, пожилые – на низких. Другим распространенным типом обуви у казахов были мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды — бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке. Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

На протяжении веков казахский костюм отличался простотой и рациональностью. Для него были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Монопольным знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым были оторочены их конусообразные шапки белого или красного цветов. Разнообразие чапанов – их фасонов, цветов, элементов декора и орнамента. Важно также и то, что наряды казахской знати, как и у привилегированных сословий других народов Евразии, отличались определенным космополитизмом, то есть набором разных стилей и образцов. Кроме того, они украшались более утонченным изящным орнаментом, выполненным большей частью в древовидной многовариантной форме.

Роскошью и великолепием отличался костюм зажиточной части степного населения. Ему был присущ строгий силуэт, он дополнялся расшивкой золотыми и серебряными нитями, бисером, украшался жемчугом, камнями-самоцветами, кораллами, металлическими бляхами, покрытыми серебром и золотом. Для национального костюма казахов характерно отсутствие строгой грани в покрое парадной и будничной одежды при определенной возрастной регламентации. Парадная отличалась от будничной несколько свободным покроем, объемом головных уборов, украшениями. На пошив парадной одежды шли бархат, шелк, парча, дорогие меха, тогда как будничная изготовлялась из простого материала. Социальные различия как в женском, так и в мужском костюме проявляются главным образом в качестве материала, отделке, количестве одежды, носимой одновременно в комплекте.

Все это, слитое воедино, образовало очень своеобразный, неповторимый комплекс народного костюма, который ярче, чем какое-либо другое явление, отражает в принципе специфику сложения казахской национальной культуры.

Чингизиды носили костюмы одних покроев, цветов и орнаментов. Большую роль в символике одежды играл и цвет. Чапаны, которые были парадной одеждой представителей правящей элиты, шились из бархата или кармазинового сукна в основном различных оттенков красного цвета – пурпурного, алого, терракотового, малинового. Так одевались ханы и султаны на протяжении почти всего XVIII века, но уже к концу столетия этот тип одежды стал вытесняться парчовыми одеждами более усложненных фасонов и иных цветов. Это, с одной стороны, свидетельствует об эволюции знаковых элементов одежды, с другой – простой кочевник не имел ни материальных возможностей приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях, поскольку это был атрибут правящей элиты. О том, что казахский орнамент был более богатым и разнообразным, свидетельствуют и головные уборы казахских султанов.

Кроме традиционных конусообразных шапок, казахская знать носила белую или красную чалму. Это тоже имело свою символику в культурах Центральной Азии: белая чалма характерна именно для сословия кожа, которая имела большой авторитет не только в казахской степи, но и в других странах Центральной Азии. Вместе с тем казахские султаны и кожа часто носили яркие, пестрые чапаны (изумрудно-зеленого, фиолетового, алого цветов) и камзолы из шелка и других материй. То есть одежда казахской правящей верхушки была совсем не однотипной. Многие среднеазиатские правители и российские монархи дарили казахской знати роскошные халаты, сшитые по специальному образцу, сообразно индивидуальным особенностям того или иного казахского правителя. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты дает исключительно богатый материал о дарах, которые были традиционными в международных контактах правителей казахских ханств с государствами и народами Центральной Азии.

Одежда западных казахов отличается от других регионов особенностями головных уборов. Определенная часть признаков северо-восточного казахского костюма совпадает с признаками южного и западного костюмов. Характерная их особенность – использование в виде украшения серебряных монет и застежек.

Одежда южных казахов является своеобразной по стилю – наличие в мужской одежде короткой до талии, или немного ниже, безрукавки, а также широкое использование женских и мужских камзолов с короткими рукавами, шапанов из верблюжьей шерсти, называемых шекпен. Казашки южного региона носили распашную юбку. По конструкции это прямоугольная полоса из бархата или тонкого сукна, собранная на широком поясе. Длиной юбка немного не доходила до низа платья. Характерной особенностью платья замужних женщин является наличие нагрудной вышивки. Распространенным женским головным убором казашек южного региона является кимешек, скроенный в виде треугольника, сшитого по диагонали так, что шов приходился на спину. Кимешек имел отдельно скроенную макушку и богатый декор вокруг лицевого разреза. В качестве декора использовалась самотканая тесьма или вышивка, так что девушки всегда выглядели нарядно и привлекательно.

Костюм мужчины состоял из нательной рубахи, штанов и шапана. Верхняя одежда носилась на выпуск, левая пола запахивалась на правую. Покрой рубахи жейде был туникообразным. Рубахи шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани, длиной до колен, и носили навыпуск. Особенность производства тканей XX века была в том, что норма ширины куска материи составляла 90-110 сантиметров. Отсюда ограниченная ширина ткани диктовала определенные условия для кроя. В качестве воротника использовалась стойка, так как отложной воротник был заимствован у других народов позднее.

Шапан – просторный халат с длинными и широкими рукавами. Шапан шился из тканей различной фактуры и цвета. Часто шапаны делались на шерстяной подкладке с тонким слоем шерсти или ваты, и простегивались. Шапан не имел застежки, но на уровне груди к нему пришивались завязки. В значительной части верхней одежды, где-то более 40 процентов, использовался туникообразный покрой. Рукав был из двух частей, реже был цельным или сшивался из трех поперечных деталей. Ткани использовались очень экономно, поэтому среди исследованных образцов были экспонаты, где рукав составлялся из четырех и даже из шести кусочков ткани. В основном это халаты из верблюжьей шерсти – шекпен, где ширина полотна составляла 28 – 32 сантиметра. Всю верхнюю одежду казахи шили со стоячими воротниками, из одной или нескольких деталей.

Минимальное количество деталей кроя в развертке верхней одежды составляло примерно 7-8 штук (из ткани), максимальное 28-32 штуки (из меха и кожи). Что касается такой части одежды, как штаны, то верхние штаны (шалбар) и нижние (дамбал) не имели существенных различий в покрое. Особый крой создавал комфорт при верховой езде. В зависимости от сезона штаны делались из овчины мехом внутрь, из выделанной кожи, из плотных хлопчатобумажных материалов, стеганные на вате или шерсти.

Костюм казахской женщины состоял из платья свободного туникообразного покроя, позднее с отрезной талией, широкой юбкой и втачными рукавами.

Большинство женских платьев кроилось с отрезной юбкой. Однако лиф делали абсолютно прямым, и платье было таким же свободным, как и при туникообразном покрое. Юбка, представляющая собой прямую деталь, по линии талии собиралась в густую сборку или закладывалась мелкими складочками. На платье надевался камзол. Отличительной особенностью одежды замужней женщины и незамужней девушки является силуэтная форма и ее назначение.

Зимой мужчины и женщины носили прямоспинную верхнюю одежду из естественно свалявшейся шерсти, простеганной с материей и покрытой тканью называлась она к?бі, а также крытую тканью на меховой подкладке шубу – ишик.

Казахи, являясь потомками древних кочевников, сохранили традицию украшать одежду богатой отделкой, декором.

Народные мастерицы использовали различные виды строчек цветными нитками и традиционную ручную вышивку мельчайшим тамбурным швом. Верхняя одежда, особенно зимняя, обязательно украшалась узкой полоской меха, которую располагали по краю воротника, низу рукавов, окаймляли отделочную вставку на груди и т. д. Низ рукавов, воротник, отрезные юбки, сборки, планки, манжеты оформлялись складками разных форм. Особое значение имела обработка в процессе изготовления одежды южного региона. Суровые жизненные условия, во многих случаях нищета, принуждали казахов к использованию излишков основного кроя в качестве вспомогательных деталей. Особое значение уделялось обработке изделия. Одежда обрабатывалась швами наружу, что было наиболее практичным с точки зрения гигиены. Шекпен – верхняя одежда, изготовленная из самотканого полотна из верблюжьей шерсти, скромное обаяние, лаконичность форм, отделок, натуральный окрас и долговечность изделия.

Верблюжья шерсть способна противостоять различным погодным воздействиям, обладает уникальнойнизкой теплопроводностью, большой влагопоглощаемостью, высокой прочностью, хорошей упругостью, верблюжья шерсть в два раза легче, чем овечья, о ее целебных свойствах часто говорят в народной медицине.

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Казахская национальная обувь Цель: обогатить знания детей о названиях обуви, их внешнем виде и отличительными особенностями; развивать интерес к изучению предметов казахского костюма и проявлять уважение к национальным традициям.

На сапоги использовалась разная кожа. Делали их целиком из конской и коровьей кожи, голенище шили из более тонкой, выделанной разными способами бараньей или козлиной кожи, на головки шли кожи коровы или лошади. Нарядные сапоги были из красной или зеленой шагрени, а у богатых даже из бархата; казахи победнее шили сапоги из сыромятной кожи. Обувь

В комплект казахского национального костюма входит обувь: сапоги, башмаки. Среди мужчин бытовали легкие сапоги для верховой езды ичиги – мяси, украшенные накладками серебряными бляшками. Сапоги различались по сезонам года. Были отличия и между обувью молодых и пожилых людей. Молодежь чаще щеголяла в сапогах с высокими каблуками (до 6—8 см), пожилые носили обувь с низкими каблуками. Зимние сапоги чаще имели низкий каблук. Летние сапоги были более короткими и узкими, с более ровными голенищами, хотя вообще для мужских сапог характерно сильное расширение голенищ кверху.

Мужская национальная обувь Мужская обувь пожилых казахов состояла из мяси —ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе — калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги — коксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их обычно из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной Ноги на другую. Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.

Женская национальная обувь Женские сапоги шили из красной или зеленой юфти, вышивали шелком. Женщины носили сапоги – кибис, унизанные мелкими фигурными серебряными бляшками с узором.

Найдите обувь Сауле и Армана

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Казахская национальная обувь Казахская национальная обувь Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

  1. "Национальные обуви"-это зависимости от казахского народа есть разные виды обуви.Обуви бывает для холодных дней и для теплых легкие и мягкие удобные можно всегда и везде одевать их.Националных обуви казахи одевали только на праздниках либо на праздник Наурыз.Многое вещи древные но очень эффектно красивые были.
  • Кдырбаева Гульнара ОнгдагановнаНаписать 1052 25.02.2018

Номер материала: ДБ-1251016

Казахская национальная обувь

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

    25.02.2018 185
    25.02.2018 224
    25.02.2018 157
    25.02.2018 187
    25.02.2018 779
    25.02.2018 222
    25.02.2018 360
    25.02.2018 242

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Казахская национальная обувь

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Казахская национальная одежда — предмет материальной культуры казахов.

Казахскую национальную одежду шьют по древним традициям, учитывая этнические, экономические и климатические условия. По назначению национальная одежда подразделяется на нательную, верхнюю, дождевую, повседневную, торжественную и традиционную. Одежду для торжеств, случаев шили из дорогих тканей. По казахскому обычаю воины перед сражением надевали лучшую, дорогую одежду. К нательной одежде относятся: платье, брюки, жилетки, женский казакин; к верхней одежде относятся: чапан, купи (одежда с подкладкой из верблюжьей, овечьей шерсти или шкур), безрукавки, ичик, дублёнки, шубы; к дождевой относятся: чекмень (домотканый кафтан), каптал (одевается зимой поверх пальто), кебенек, кенеп (одежда из войлока, типа бурки), плащ.

Содержание

Материалы [ править | править код ]

Одежду шили из шерстяных, шёлковых материалов, кошмы, шкур животных. Казахи особо ценили дорогие шкурки куницы, енота, крота, а также жеребячьи, собольи, тигровые шкуры. Подкладками для шуб выбирали ценные дорогие шкуры, называемые «ичик». Снаружи ичики покрывали тканями из дорогих материалов: атласа, шелка, бархата, парчи, велюра, вельвета и т. д. Для украшения меховых шуб пришивали отложные воротники.

Существовало несколько разновидностей чапанов:

  • для холодного времени шили с подкладкой из свалянной верблюжьей или овечьей шерсти — купи;
  • лёгкую верхнюю безрукавку из верблюжьей шерсти — чекмень;
  • мужская одежда из войлока с различными украшениями;
  • чапаны с теплыми подкладами, стеганные, расклешенные, отороченные мехом.

Широко распространены обработанные дублёнки, шубы, снаружи покрытые дорогой тканью и покрашенные (желто-красной краской, изготовленной из листьев берёзы, сосны, хны, для окрашивания кожи применяли корень ревеня). Толстыми, длинными иголками надстрочными и крестообразными стежками шили каптама тон (теплую зимнюю одежду поверх пальто [ источник не указан 396 дней ] ), подол которой обшивали оторочкой. Многие шубы шились лицевой стороной из жеребячьих и козлиных шкур. Брюки шили из бархата, плюша, вельвета, пушка, сатина, красного шелка, парчи.

Женская одежда [ править | править код ]

К национальной одежде казахских женщин относятся национальное платье, кимешек (женский головной убор с вышитым узором), жаулык (убор замужней женщины-казашки), саукеле, тюбетейка, камзол, нагрудники, ичиги.

Одежда, предназначенная для девушек, невест, женщин среднего и пожилого возраста, по виду и украшениям подразделяется на четыре группы. Для девушек приталенная одежда шилась с воротником и рукавами, передний борт отделывался вышивкой. Для женщин пожилого возраста шили свободные платья без застёжек. По головному убору и чапану можно было определить принадлежность человека к жузу. Мужские и женские головные уборы отличаются своеобразием. Традиционный мужской головной убор — колпак с древних времен шьётся из тонкой белой кошмы. Остроконечный колпак из белого фетра называется «ак калпак», с разрезами на полях и плоской верхушкой — «айыр калпак». Весной и осенью казахи носили головные уборы высокой овальной формы (борик), края которых обязательно обделывали из шкурой зверей. Зимой носили треух-тымак. Образцы тымаков встречаются по регионам Семиречья и Сары-Арка. Головные уборы девушек обшивались ожерельем, украшались пушистыми перьями филина, павлина или серой цапли. Женские головные уборы, окаймлённые бобровыми и куньими шкурами, называются «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные жемчугом, — «калмар-жан борик». Лёгкие головные уборы, сшитые из вельвета или парчи, украшенные перьями филина или драгоценными камнями, называются «такия». Головной убор невесты, саукеле, отличается высокой и конусовидной формой, украшался золотыми и серебряными монетами, жемчугом и различными ожерельями. Молодые роженицы носили специальный головной убор из белой материи — кимешек.

Головные уборы [ править | править код ]

Мужские головные уборы включают ушанку, калпак-борик, лёгкий головной убор без подкладки, вышитые орнаментом тюбетейки, стеганые, конусообразные головные уборы и другие. К женским головным уборам относят саукеле, пуховую шаль, каркара (остроконечный головной убор), кимешек (убор из белого коленкора), кун дик (убор пожилой женщины в форме слегка приплюснутой чалмы), желек (шелковый платок, который молодые женщины носят в первые месяцы замужества до того, как надевают жаулык), бергек (убор надевают после свадьбы), тюбетейка, касаба, шылауыш (белый платок, надеваемый поверх кимешека), жаулык (убор замужней женщины). Зимний головной убор шили из дорогих и теплых тканей.

Обувь и аксессуары [ править | править код ]

В казахской одежде особое место занимает обувь: сапоги на высоких каблуках, с продольным разрезом в голенищах, расшитые полосками кожи зелёного цвета, сапоги с войлочными чулками, с мягкой подошвой, остроносые, а также стеганые войлочные сапоги, ичиги, шокай (поршни). Благодаря торговым отношениям с Китаем была возможность привозить для пошива дорогие шёлковые и хлопчатобумажные ткани, использовались также дешёвые ткани, которые с начала XVIII века выпускали русские фабрики. Тонкие платья с оборками и рюшами шили из атласа, белой ткани, батиста, капрона, шифона, льна.

Обязательной частью казахской одежды были пояса, сделанные из бархата, шерсти, шёлка, из прочной дублёной кожи. Кожаные ремни украшались орнаментами, крепились металлическими бляшками с драгоценными камнями, навешенными мешочками, карманами для кремня и так далее. Такие ремни называются «кисе». Молодые парни украшали пояса цепями, разношерстными украшениями. Широкие женские пояса были сшиты из шелка и бархата. Их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Казахский национальный костюм на протяжении веков изменялся в соответствии с климатическими особенностями и кочевым образом жизни казахов. На формирование национальной одежды повлияли хозяйственные и культурные связи с соседними государствами.

Литература [ править | править код ]

  • Казахская национальная одежда // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0.
  • Захарова И,В., Ходжаева Г. Д., Казахская национальная одежда, А., 1964.
  • История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк), А., 1994.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.