Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.

Бурятский народный костюм
Бурятский народный костюм

Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.

Бурятский народный костюмБурятский народный костюм
Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.

Бурятский народный костюм

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Бурятский народный костюмБурятский народный костюм

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.

Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.

Бурятский народный костюм
С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.

Бурятский народный костюм

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Бурятский народный костюм

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Бурятский народный костюм

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Бурятский народный костюм

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.

Бурятский народный костюм
Бурятский народный костюм

У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.

Бурятский народный костюмБурятский народный костюм

Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.

Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.

Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.

Бурятский народный костюмБурятский народный костюм

Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.

Бурятский народный костюмБурятский народный костюм

Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Бурятский национальный костюм Выполнила :Халтанова Д., ученица 10 класса II вида Руководители проекта: Шуханова М. А., учитель русского языка и литературы и Цыдыпова Н.Н., учитель технологии Министерство образования и науки РБ Государственное бюджетное образовательное учреждение ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат I-II вида» г. Улан – Удэ

Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Актуальность проекта

Цель проекта Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления и сшить бурятский женский костюм.

Задачи проекта Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа; Собрать материал о бурятской национальной одежде, об украшениях, орнаменте и узорах; Посетить этнографический музей, музей истории Бурятии; Сшить бурятский национальный костюм.

ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА БУРЯТ – халат без плечевого шва – зимний дэгэл и летний тэрлиг. Халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.

На вороте пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю – на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Средние пуговицы – yнэр баянай – регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние – символ плодородия скота, материального достатка владельца – хэшэг буянай.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр) Обязательным атрибутом мужского халата были пояса. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности.

. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью – на одну полу можно прилечь, а другой – укрыться.

Мужские украшения: Нож и огниво (хутага, хэтэ) – чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили в экипировку мужчин, составлявшими главную принадлежность мужчины- охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА Рубаха – самса, халат – дэгэл, безрукавка – уджэ – строго соответствовала возрасту женщин и менялась с переходом из одного возраста в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Летнее платье девушки несколько отличались по крою, но в целом – это прямое платье из простой или шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава – буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Древнейшая магическая функция безрукавки – охранная: оберег молочных желез и позвоночника – столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощённостью форм и украшений. Безрукавка, как дополнение костюма, сохранялась.

Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т.д.; в ушах – огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей – «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Головные украшения: даруулга или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, чаще всего темно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни – кораллы, янтарь, лазурит.

Женский гарнитур «Сагаалган»: полный женский гарнитур бурятской женщины в старинном стиле. Хиихэ, гуу большое, зурхэн гуу, дэнзэ, два браслета, перстень, серьги.

Височно-нагрудные украшения: подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько коралловых бус, концы завершались мелкими монетами.

Украшения для рук: Как мужчины, так и женщины носили на руках кольца(бэhэлиг). Кольцо- знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо- круг- диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На эмблематическом уровне это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня.

«Малгай» головной убор для бурята – предмет, наделённый особой сакральностью. Шапка наверху завершается «дэнзэ» – серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шёлковые кисти – символ животворных солнечных лучей.

Национальный женский головной убор — это шапка, сшитая из цветной материи, с выпушкой из меха бобра, выдры и др. От верха шапки сзади спускалась шелковая красная кисть (цзалан).

Национальную обувь (гутал) делали из юфтовой кожи или из плиса с коротким голенищем; носок обычно был слегка загнут вверх, чтобы не поранить землю, каблуки отсутствовали.

«Улзы» («плетенка») – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Меандр – "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски и монгольских "алха" – молоток. Этот узор имеет множество вариантов. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

Современные модельеры, художники – исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый – декоративность. Вот и в моём представленном костюме, больше декоративности. Здесь я на уроке технологии за шитьём.

Этот бурятский костюм я сшила сама

Народный костюм — значительная область традиционной национальной культуры. В костюме каждого народа отражаются его религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры.

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Бурятский народный костюм Бурятский народный костюм Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

  • Шуханова Марианна АлександровнаНаписать 1493 07.01.2019

Номер материала: ДБ-346006

Бурятский народный костюм

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    07.01.2019 70
    07.01.2019 208
    07.01.2019 59
    07.01.2019 86
    07.01.2019 160
    07.01.2019 236
    07.01.2019 84
    07.01.2019 83

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Здесь можно приобрести, заказать бурятский национальный костюм или стилизованный наряд, обрядовые одеяния, различные аксессуары. Есть большой выбор тканей. Срок изготовления 1-2 недели.

По всем вопросам пишите, пожалуйста, в личку Елене Федоровой https://vk.com/elfedor , в сообщения сообщества или звоните по тел. (Tele2) 89024542069.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Бурятский костюм. Аксессуары запись закреплена

Кажется, наши бурятские костюмы приносят удачу. В желтом наряде девочка активно участвует в международных конкурсах. В 2019 году получила награду за II место, а 5 января – за победу в новогоднем фестивале в городе Шеньян.

Бурятский костюм. Аксессуары запись закреплена
Бурятский костюм. Аксессуары запись закреплена

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский костюм. Аксессуары запись закреплена
Елена Федорова

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский костюм. Аксессуары запись закреплена

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский народный костюм

Бурятский костюм. Аксессуары запись закреплена

В Бурятии озвучили расписание обрядов и хуралов к Сагаалгану

4 февраля все желающие могут поклониться и получить благословение Хамбо ламы Итигэлова

5 февраля наступит Новый год по буддийскому календарю – год Желтоватой земляной Свиньи.
Показать полностью…

По буддийской традиции, перед встречей нового года принято достойно проводить старый год: сделать уборку дома, а также принять участие в специальных ритуалах.

1 февраля, в пятницу, в 17 часов ламы проведут ритуал «Балин адисалга» – «Благословения подношений», специально изготовленных к Сагаалгану.

2 февраля, в субботу, и 3 февраля, в воскресенье, с 9:00 часов в течение полутора дней будет проходить молебен Десяти Защитников Учения – Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

– 3 февраля, в воскресенье, в 17:00 будет проведён молебен «Табан Харюулга», способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодолению вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращённые к Дугар (Белозонтичной Таре), Доржо Намжом; особый текст «Хамчу Нагбо» – для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов; обращение к Зеленой Таре; а также великий текст «Шэрнин» («Сутра Сердца»), – рассказали в пресс-службе Иволгинского дацана.

В 18 часов ламы начнут читать специальный молебен «Дугжууба», после чего разведут ритуальный костёр.

Специально для «Дугжуубы» ламы готовят так называемый «соор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» подношение Чойжал сахюусану и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения. Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста (очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок), салфетки или кусочки ткани и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер. Ни в коем случае нельзя кидать принесённые кусочки в костёр, предназначенный для подношения защитнику Учения – Чойжал сахюусану.

– Правила для обтирания тканью, салфетками или тестом: сначала нужно покатать по лбу – символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая сознание, потом в ладошках – как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния. Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете всё плохое, а также в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив. Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань (ни в коем случае не в полиэтилене), приносят в дацан и бросают в меньший по размеру ритуальный костёр, – продолжили в пресс-службе.

4 февраля, понедельник – день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 9:00 – молебен «Мандал Шива» (восхваление Зеленой Тары). В этот день все желающие могут поклониться и получить благословение Хамбо ламы Итигэлова.

В 17:00 часов пройдёт ритуал «Цедор Лхамын балин адисалга» (благословения подношений). В 19:00 начнётся молебен, обращённый к богине Балдан Лхамо.

5 февраля, во вторник, в 6 часов утра начнётся торжественный молебен Цедор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдёт обмен хадаками, будет проведён обряд призвания удачи и благоденствия. Все присутствующие смогут отведать белой пищи.

Со 2 по 16 лунные сутки Сагаалгана ламы будут читать особый молебен – Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году «Монлам Ченмо» будет проходить с 6 по 20 февраля.

При этом принято на второй день Сагаалгана, 6 февраля, вывешивать хии морины – совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хии моринов. «Конь ветра удачи» – это символ, показывающий состояние благополучия человека.

20 февраля будет прочитан Додудба – текст из сутры Праджняпарамиты. 21 февраля в 9:00 пройдёт специальный Сахюусан хурал, посвящённый окончанию праздника «Монлам Ченмо».

Сагаалган является одним из больших буддийских праздников. Это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.