Башкирский камзол женский

1. Организационно-подготовительный этап

Сила традиций и сила творчества в их сочетании

животворящий источник всякой культуры.

Национальный костюм башкир складывается в течение веков. Единого костюма нет и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды домашней и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники и в будни. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Торжественным считался яркий красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Мужская праздничная одежда, особенно юношей и молодых мужчин, выделялась большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев из среднеазиатских шелков, атласа были отделаны позументом, мехом, ярким сукном.

Обрядовая одежда башкир привлекает внимание своей яркостью, праздничностью. Особых правил для одежды приглашённых на свадьбу не было. Каждый участник свадебного торжества по своему усмотрению надевал свой лучший праздничный наряд. Определённых правил придерживались лишь в одежде невесты и жениха.

Обряд наречения имени новорождённых сопровождался большой торжественностью. Присутствующие одевались празднично, но не ярко. Пришедшие на праздник были лишь участниками, главная роль отводилась матери и новорождённому.

Башкирский костюм во всех его локальных вариантах представлял собой сложнейший ансамбль со множеством серебряных и коралловых украшений.

Условия кочевого скотоводческого быта, в которых начал складываться костюм, определили особенности его покроя, состав предметов одежды, характер декора. Для изготовления одежды использовались овчина, кожа, домашнее сукно, тканые и вязаные изделия из овечьей пряжи и козьего пуха. Охота на степных и особенно лесных зверей (лисиц, волков, белок, рысей) обеспечивала население шкурами и мехами. Давние навыки обработки конопли и изготовления холстов давали возможность шить нижнюю одежду из искусно выработанной домотканины. Наряду с домашним холстом башкиры употребляли привозные шёлковые и хлопчатобумажные ткани из Китая, Персии, Сред­ней Азии.

В XVIII веке башкиры носили белые домотканые рубахи и платья, иногда вышитые шёлком вокруг ворота и по краям рукавов. Кумачовые воротник, ластовицы и красный орнамент на белом холсте делали их очень нарядными. Северные баш­киры, рано приобщившиеся к земледелию и имевшие доста­точно сырья для производства домотканины, вырабатывали не только холст, но и пестрядинные и узорные ткани.

В конце XIX – начале XX века основная нательная одежда мужчин и женщин – штаны, сохраняла крой, приспособленный к верховой езде. Основой костюма была длинная рубаха, которую мужчины носили навыпуск. При раскрое полотнище перегибали пополам, а в центре делали разрез для головы. К центральному полотнищу пришивали прямые широкие рукава и расширенные книзу боковины; между станом и рукавом вшивалась квадратная ластовица. Женщины носили платья с пришивной юбкой, стоячим воротником и нагрудной планкой. Старинные платья были неотрезными по талии, с открытым нагрудным разрезом, украшенным полукруглыми нашивками из тесьмы и лент. Под платье на грудь повязывали тонкий тка­невый нагрудник с поперечными полосками и вышитым узором. Мужские рубахи с отложным воротником скреплялись у ворота плетёным шнурком с кисточками.

У башкир было обязательным ношение верхних одежд. Это были безрукавки, халаты, бешметы, казакины.

Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Согласно традиции, тканевый елян и белый сэкмэн готовились в каче­стве свадебной одежды.

Жених дарил девушке материал, а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая надевала перед приходом в дом мужа. Позже эта одежда становилась празд­ничной, выходной. Халаты носили не только как наплечную одежду, но и накидывали на голову. По обычаю, полой халата молодая невестка килен должна была закрывать лицо от незнакомых мужчин и старших родственников мужа. Этой же цели служили широкие рукава платья и концы головного покрывала.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель моей работы выявить актуальность и необходимость изучения башкирского костюма в жизни современного человека. Так же изучить особенности башкирского национального женского костюма.

В своей работе ставлю следующие задачи:

1.познакомиться с историей возникновения, особенностями и разнообразием женского национального костюма;

2. используя полученные знания создать вариант башкирского женского костюма для куклы;

3. представить для учащихся 2А класса информацию с башкирским национальным женским костюм и поделиться интересными фактами о нём.

1.3. Обоснование выбора темы

Выбор темы моей работы сопровождался большим интересом использования национального костюма в современном мире.

В современном мире нет недостатка в одежде. Но мы не должны забывать то, что наше народное искусство – универсальное средство духовного общения и очень важно об этом не забывать и использовать лучшее в современное время.

1.4. Разновидности женских костюмов

Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк . Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди. На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов. Под платье было принято надевать ыштан(своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

Аксессуары и украшения. В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы. Также использовались шумящие подвески, считалось что они отпугивают злых духов.

Женская обувь. Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все – и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех.

Г оловные уборы. Головной убор башкиров – своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции. Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау – шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар – это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха.

Трудолюбивый народ – башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать национальные костюмы народов России, башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

1.5. Значение орнамента в женском костюме

В орнаменте, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, преобладает:

красный – цвет тепла и огня;

желтый – цвет изобилия и богатства;

черный – цвет земли и плодородия;

зеленый – цвет вечной зелени;

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбия;

синий – цвет свободолюбия;

коричневый – цвет старости увядания.

Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

Башкирский орнамент с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле­ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез­ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

САРЫК (сарыҡ), в башкирском костюме традиц. обувь из сыромятной кожи с голенищами из грубого сукна (тула). Бытовали мужские и женские. Подошва С. сгибалась кверху, формируя задник и края, к к‑рым пришивалась заготовка полуовальной формы, рассчитанная на подъём ноги. Голенища (выс. 40-46 см) подвязывались под коленом плетёными шнурками (ҡунысбау, ҡысмау). Задняя часть голенища украшалась аппликацией (комбинации из разл. геометрич. фигур, спиралевидных завитков и др.), нередко в сочетании с вышивкой. Различались С. с простой (4‑ и 6‑кускарные) и сложной орнаментацией (8‑, 10‑, 12‑кускарные). На голенищах муж. С. имелись кожаные нашивки в виде полуовалов (над задником и на мыске) и ромбов или треугольников (по бокам), выполнявшие также роль оберегов. С. носили с суконными чулками (тула ойоҡ) или портянками (силғау); являлись повседневной и праздничной, в т.ч. свадебной, обувью. У башкир бытовали до 2‑й пол. 20 в., наиб. распространение получили у зауральских башкир.

2. Технологический этап

2.1. Технология изготовления сувенирной куклы с элементами башкирской женской национальной одежды

Собрав информацию о женской национальной одежде башкирского народа, мы изготовили куклу. Для этого мы собрали необходимый материал ткань, бижутерии, монетки, атласную ленту, мех. Для придания устойчивости и пышности юбке, насадили основу из пустой пластмассовый бутылки из под кефира. Из шерстяных ниток мы выполнили волосы.

Далее мы построили выкройки платья, камзола – еляна и кэлэпуш на куклу. На основе их я сшила миниатюрный наряд на куклу. Затем я украсила его декоративными элементами и декором в стиле башкирского национального костюма.

Обработала низ юбок и верх горловины платья тесьмой белого цвета. По краю камзола пришила бижутерии зеленого цвета, имитирующую позумент, украсила его паетками и монетами. Пройму камзола отделала мехом.

На следующем этапе работы я изготовила декоративные накосники, нагрудник «Хакал» полуовальной формы и головной убор кэлэшуп. Кэлэшуп я расшила монетами.

3. Практический этап

Изучив историю создания башкирского женского костюма и изготовив куклу в женском башкирском костюме. Я продемонстрировала свою проектную работу обучающимся 2А класса. Познакомила их интересными фактами о жизни и истории башкирского народа, отразившиеся в национальной одежде я приобщила их к башкирской культуре. Особенно активными были девочки. Они задавали самые интересные вопросы и рассматривали куклу.

Башкирский национальный костюм имеет богатую историю. Народный костюм- ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработка кожи, металла и многое другое. Костюм является богатейшим материалом для изучения культуры башкирского народа. Его основными чертами на протяжении веков оставались рациональность, насыщенность цвета, контрастность. Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция – передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений мастеров. Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры.

Цель моего проекта была достигнута: Изучив костюмы я поняла, что башкирский национальный женский костюм продолжает развиваться. Сохраняя все традиции и основные особенности, но при этом, применяя современные ткани, технологии пошива, создаются новые женские образы для башкирских красавиц. Новые костюмы подчеркивают красоту и самобытность башкирской культуры. В башкирских народных костюмах исполняются песни и танцы. Я не только узнала об особенностях башкирского национального женского костюма, о том сколько труда и терпения требовалось башкирским красавицам для его создания, но и сама попробовала создать вариант костюма для куклы.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед собой, я выполнила. Убедилась, что изделие, сделанное своими руками, может стать вашей гордостью.

3.3. Используемая литература

Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2017.

Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2018.

Брюханова Т.А. Технология изделий народных промыслов Республики Башкортостан: пособие для учителей. – Уфа: Китап, 2011. – 128с.: ил.

Иршат Янбирдин История монет // Аманат. – Апрель, 2017.

Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. – № 3, 2005.

Кузбекова Р.А. «Головные уборы и обувь»

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем, 2002. 504 с., табл. – 5, карт –17, рис. – 16, ил-279.

Башкирский камзол женский

Немного истории

Территория обитания башкирского народа весьма обширна. В связи с этим образовалось различие в культуре. На это повлияло место обитания народа и непосредственно природная зона, в которой он был расположен. Так, например, в одной области основным видом деятельности являлось скотоводство, в другой земледелие, а в третьих искусные умения. Всё это в совокупности и объединено в башкирском народном костюме. Высокое мастерство поспособствовало объединению деталей в сложный ансамбль, в основе которого лежат глубокие исторические традиции.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Известно, что существует семь вариаций национального костюма башкир: северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. Всё дело в местах обитания народа, каждый костюм характеризует отдельный регион.

Башкирский камзол женский

Особенности

Характерной особенностью костюма являлась его многослойность. Вне зависимости от погодных условий башкиры надевали под нижнюю одежду несколько слоёв верхней. Особенно в таких нарядах являлись на национальные праздники.

Башкирский камзол женский

Одним из особенных нарядов башкир являлась верхняя одежда под названием казакин. Он представлял собой приталенный костюм на подкладке с наличием рукавов, застёгивался на глухую застёжку на пуговицах. Уникальность в том, что носили такое изделие и мужчины, и женщины. Да ещё использовали как одежду военнослужащие.

Башкирский камзол женский

  • Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

  • Ткани и крой. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могут позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки. При выборе тканей предпочтение отдаётся шёлку, бархату, сатину. В отделке используется кожа, мех, различные бусины, монеты и вышивки.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Описание разновидностей

  • Женский костюм. Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Башкирский камзол женский

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.

Башкирский камзол женский

На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Башкирский камзол женский

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Башкирский камзол женский

Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.

Башкирский камзол женский

  • Мужской костюм. Национальный мужской костюм не так разнообразен и более сдержан в исполнении. Обычно образ включал в себя свободную рубашку, напоминающую тунику, неширокие штаны и лёгкий халат или камзол. В зависимости от региона можно было встретить две разновидности рубашек для мужчин. Первая, относящаяся к югу, имела срез, спускающийся по косой, скреплялся он шнурком, и отличалась отсутствием воротника. Вторая, принадлежащая северу, имела воротник, а линия разреза была прямой.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.

Башкирский камзол женский

В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.

Башкирский камзол женский

Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

  • Детский костюм. Национальный костюм для девочки отражает характерные особенности в одежде этого народа. Может быть представлен в следующем виде: юбка кулдэк, безрукавка кэзэки и головной убор с вуалью – такыя (для девочек старше 10 лет).

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Башкирский камзол женский

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Башкирский камзол женский

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Башкирский камзол женский

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Башкирский камзол женский

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Башкирский камзол женский

Обувь

Женской обувью были, украшенные кисточками. В не холодные времена надевали лапти (сабата), под них непременно нужно было надевать чулочные изделия. Производили чулочные изделия из различных материалов (шерсти, сукна). Отдельно в гардеробе имелись праздничные чулки расшитые узорами и наложениями.

Башкирский камзол женский

Чулки носили и мужчины, но могли заменить их на портянки. В качестве обуви выступали сапоги итек и сарык. Ичиги были праздничным вариантом сапог, на них надевали галоши. Войдя в помещение галоши снимали, оставаясь в сапогах.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Красота свадебного наряда

К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.

Башкирский камзол женский

Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.

Башкирский камзол женский

На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.

Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.

Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.

Башкирский камзол женский

Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.

В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.

Башкирский камзол женский

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Историческая справка

История развития башкирского национального костюма увлекательна и разнообразна. Деятели искусства, занимающиеся изучением создания традиционной одежды разных народов, до сих пор не перестают восхищаться происхождением наряда Башкирии.

Башкирский камзол женский

Башкирский народ разместился на очень большой территории, в результате чего у каждого района образовался особый менталитет. Обусловлено это было тем, что деятельность людей напрямую зависела от природных ресурсов, которых в их местности было больше всего. В одной части Башкирии жители промышляли охотой и скотоводством, в другой предпочтение отдавалось прикладному творчеству, в третьей – земледелию.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Всего регионов было семь:

  • Северо-восточный;
  • Северо-западный;
  • Юго-восточный;
  • Юго-западный;
  • Центральный;
  • Восточный;
  • Самаро-иргизский.

Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Описание костюма

Примечательной особенностью национального наряда Башкирии является его многослойная структура. Даже если на улице нещадно палило солнце, башкиры обязательно облачались в несколько слоев верхнего одеяния. Это отличается башкирский народ от остальных.

Башкирский камзол женский

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, выглядящая как приталенная куртка с просторными рукавами, оснащенная надежной подкладкой. Казакин застегивался посредством пуговиц. Данное изделие было универсальным – его с удовольствием носили и женщины, и мужчины. Также в казакин облачались солдаты.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Материалы и фасон

Народ Башкирии никогда не испытывал безразличия к роскоши, и это качество прекрасно отразилось на традиционном костюме. Люди из зажиточных семей носили одежду из белого атласа, дорогого бархата, шелка и сатина.

Башкирский камзол женский

Не менее популярны были изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, чьи кошельки были не настолько наполнены монетами, в основном, обладали нарядами из овчины, домашнего сукна и войлока. Нередко применялись конопляные и крапивные холсты.

В качестве декоративных элементов выступали шикарные меха, кожа, интересная вышивками золотыми и серебряными нитями, бусины и даже монеты.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Религия играла важную роль в жизни башкир, поэтому некоторые каноны при создании национального костюма было необходимо соблюдать. Одежда не должна быть слишком открытая, чтобы женщины не могли демонстрировать природные достоинства своего тела чужим мужчинам. Так что фасон традиционного наряда очень свободный.

Башкирский камзол женский

Просторные рубахи, штаны и халаты – именно из этих вещей состоял стандартный гардероб башкирских мужчин и женщин.

Башкирский камзол женский

Цветовая палитра

Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!

Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.

Башкирский камзол женский

В будничных костюмах преобладали цвета:

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.

Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Женский наряд

Традиционный наряд башкирской девушки до сих пор продолжает медленную модификацию. Для женщин важно всегда быть на высоте, приковывать к себе заинтересованные взгляды, и женский костюм Башкирии прекрасно справляется с исполнением этого желания.

  • Ни одна девушка не могла представить себя без национального платья под названием кулдэк. Платье украшалось с помощью вышивки. Изначально кулдэк характеризовался широкими вырезами, отложным воротничком и бечевкой в районе грудной клетки, но двадцатый век привнес в привычный вид платья изменение. Одеяние обзавелось отворотом и защипами на груди.

Башкирский камзол женский

  • Поверх платья находился нагрудник. Считалось, что это изделие защищает от злых духов.
  • Богатые башкирки могли себе позволить надеть еще и камзол. Этот атрибут выражал положение человека на социальной лестнице. Камзол украшали большим количеством серебряных монет.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

  • Под кулдэком девушки носили ыштан – удобные штаны.
  • Алъяпкыс (передник) башкирки используют в двух случаях – либо занимаясь домашними делами, либо отправляясь на торжественное событие. Передник, предназначенный для праздников, выглядит намного наряднее.

Башкирский камзол женский

Свадебный наряд

Свадьба – основное торжество башкирского народа! Велась тщательная подготовка, и одежде уделялась основная часть этой подготовки. Дабы свадебное одеяние поразило всех гостей, семья помолвленных платила огромные деньги женщинам, лучше всех владеющих талантом вышивки.

  • Женские платья отделывали изящными ленточками. Оборки свадебных костюмов подчеркивали индивидуальные качества невесты.
  • Цветовая гамма отличалась особым значением. Красные оттенки символизировали тепло домашнего очага, а белый считался знаком солнца и семейного благополучия.
  • Ножки невесты находились в белых сапогах, для изготовления которых использовалась тонкая кожа козочек.

Башкирский камзол женский

  • Голова башкирской девушки находилась под воздушным платком.
  • За свадебную рубашку для жениха отвечает невеста. Башкирка сама шила изделие из красной ткани и преподносила своему будущему мужу перед самым началом свадьбы.

Башкирский камзол женский

Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.

Башкирский камзол женский

Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.

Башкирский камзол женский

Детская вариация

Внешний вид детского национального костюма Башкирии отличается совсем немногим.

Наряд для девочки выглядит точно так же, как и взрослый вариант, за одним лишь исключением – девочкам, не достигшим десятилетнего возраста, запрещалось носить головной убор с вуалью, называющийся «такыя».

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Мальчикам с детства прививали патриотизм, так что никаких ограничений в их костюме не было. Наряд юношей детально повторял одежду их отцов. Мальчики носили традиционный пояс, захватывающим внимание окружающих богатым золотым узором, а также рубашки с тугой шнуровкой и брюки.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Обувь

Женскую обувь украшали привлекательные кисточки. Летом девушки носили сабаты (если русифицировать название, получатся обычные лапти), под которые в обязательном порядке надевали чулки. Для их создания применялись сукно и шерсть. На случай праздника у женщины были декорированные чулочные изделия.

Башкирский камзол женский

Башкирские мужчины тоже могли использовать чулки, но основная масса заменила их портянками.

Стандартной мужской обувью считались сапоги сарык и итек. Во время торжества башкиры откладывали эти сапоги в сторону и появлялись на людях в красивых игичах. Чтобы не запачкать их по дороге на праздник, приходилось поверх надевать галоши. Оказываясь на пороге дома, где проходило веселье, галоши снимали и оставались в игичах.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Головные уборы

Башкиры уделяли много внимание головным уборам. Этот аксессуар задавал тон всему образу представителя башкирской нации. Головной убор демонстрировал окружающим много фактов – каково финансовое состояние владельца, сколько ему лет… А драгоценные камни не только украшали изделие, но и исполняли функцию оберега.

Башкирский камзол женский

Список головных уборов мужчин немногочислен – тюбетейка и меховая шапка. Башкирам, исповедующим мусульманство, не разрешалось представать перед взглядом общества с непокрытой головой. Шапки юношей оформлялись в светлых оттенках, а головные уборы пожилых людей внушали уважение темной цветовой гаммой.

Башкирский камзол женский

Ассортимент женских уборов восхищал. Девушки могли выбрать изделие на любой вкус и цвет.

В том случае, если супруг башкирки обладал большим состоянием, она могла вызывать зависть у других дам, ведь ей был доступен самый богатый головной убор – кашмау. Аксессуар являет собой шапочку с отверстием на макушке. От модели струилась вниз длинная лента, расшитая ярким бисером и дополненная бахромой.

Башкирский камзол женский

Немного истории

Территория обитания башкирского народа весьма обширна. В связи с этим образовалось различие в культуре. На это повлияло место обитания народа и непосредственно природная зона, в которой он был расположен. Так, например, в одной области основным видом деятельности являлось скотоводство, в другой земледелие, а в третьих искусные умения. Всё это в совокупности и объединено в башкирском народном костюме. Высокое мастерство поспособствовало объединению деталей в сложный ансамбль, в основе которого лежат глубокие исторические традиции.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Известно, что существует семь вариаций национального костюма башкир: северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. Всё дело в местах обитания народа, каждый костюм характеризует отдельный регион.

Башкирский камзол женский

Особенности

Характерной особенностью костюма являлась его многослойность. Вне зависимости от погодных условий башкиры надевали под нижнюю одежду несколько слоёв верхней. Особенно в таких нарядах являлись на национальные праздники.

Башкирский камзол женский

Одним из особенных нарядов башкир являлась верхняя одежда под названием казакин. Он представлял собой приталенный костюм на подкладке с наличием рукавов, застёгивался на глухую застёжку на пуговицах. Уникальность в том, что носили такое изделие и мужчины, и женщины. Да ещё использовали как одежду военнослужащие.

Башкирский камзол женский

  • Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

  • Ткани и крой. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могут позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки. При выборе тканей предпочтение отдаётся шёлку, бархату, сатину. В отделке используется кожа, мех, различные бусины, монеты и вышивки.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Описание разновидностей

  • Женский костюм. Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Башкирский камзол женский

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.

Башкирский камзол женский

На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Башкирский камзол женский

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Башкирский камзол женский

Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.

Башкирский камзол женский

  • Мужской костюм. Национальный мужской костюм не так разнообразен и более сдержан в исполнении. Обычно образ включал в себя свободную рубашку, напоминающую тунику, неширокие штаны и лёгкий халат или камзол. В зависимости от региона можно было встретить две разновидности рубашек для мужчин. Первая, относящаяся к югу, имела срез, спускающийся по косой, скреплялся он шнурком, и отличалась отсутствием воротника. Вторая, принадлежащая северу, имела воротник, а линия разреза была прямой.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.

Башкирский камзол женский

В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.

Башкирский камзол женский

Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

  • Детский костюм. Национальный костюм для девочки отражает характерные особенности в одежде этого народа. Может быть представлен в следующем виде: юбка кулдэк, безрукавка кэзэки и головной убор с вуалью – такыя (для девочек старше 10 лет).

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Башкирский камзол женский

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Башкирский камзол женский

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Башкирский камзол женский

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Башкирский камзол женский

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Башкирский камзол женский

Обувь

Женской обувью были, украшенные кисточками. В не холодные времена надевали лапти (сабата), под них непременно нужно было надевать чулочные изделия. Производили чулочные изделия из различных материалов (шерсти, сукна). Отдельно в гардеробе имелись праздничные чулки расшитые узорами и наложениями.

Башкирский камзол женский

Чулки носили и мужчины, но могли заменить их на портянки. В качестве обуви выступали сапоги итек и сарык. Ичиги были праздничным вариантом сапог, на них надевали галоши. Войдя в помещение галоши снимали, оставаясь в сапогах.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Красота свадебного наряда

К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.

Башкирский камзол женский

Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.

Башкирский камзол женский

На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.

Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.

Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.

Башкирский камзол женский

Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.

В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.

1. Организационно-подготовительный этап

Сила традиций и сила творчества в их сочетании

животворящий источник всякой культуры.

Национальный костюм башкир складывается в течение веков. Единого костюма нет и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды домашней и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники и в будни. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Торжественным считался яркий красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Мужская праздничная одежда, особенно юношей и молодых мужчин, выделялась большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев из среднеазиатских шелков, атласа были отделаны позументом, мехом, ярким сукном.

Обрядовая одежда башкир привлекает внимание своей яркостью, праздничностью. Особых правил для одежды приглашённых на свадьбу не было. Каждый участник свадебного торжества по своему усмотрению надевал свой лучший праздничный наряд. Определённых правил придерживались лишь в одежде невесты и жениха.

Обряд наречения имени новорождённых сопровождался большой торжественностью. Присутствующие одевались празднично, но не ярко. Пришедшие на праздник были лишь участниками, главная роль отводилась матери и новорождённому.

Башкирский костюм во всех его локальных вариантах представлял собой сложнейший ансамбль со множеством серебряных и коралловых украшений.

Условия кочевого скотоводческого быта, в которых начал складываться костюм, определили особенности его покроя, состав предметов одежды, характер декора. Для изготовления одежды использовались овчина, кожа, домашнее сукно, тканые и вязаные изделия из овечьей пряжи и козьего пуха. Охота на степных и особенно лесных зверей (лисиц, волков, белок, рысей) обеспечивала население шкурами и мехами. Давние навыки обработки конопли и изготовления холстов давали возможность шить нижнюю одежду из искусно выработанной домотканины. Наряду с домашним холстом башкиры употребляли привозные шёлковые и хлопчатобумажные ткани из Китая, Персии, Сред­ней Азии.

В XVIII веке башкиры носили белые домотканые рубахи и платья, иногда вышитые шёлком вокруг ворота и по краям рукавов. Кумачовые воротник, ластовицы и красный орнамент на белом холсте делали их очень нарядными. Северные баш­киры, рано приобщившиеся к земледелию и имевшие доста­точно сырья для производства домотканины, вырабатывали не только холст, но и пестрядинные и узорные ткани.

В конце XIX – начале XX века основная нательная одежда мужчин и женщин – штаны, сохраняла крой, приспособленный к верховой езде. Основой костюма была длинная рубаха, которую мужчины носили навыпуск. При раскрое полотнище перегибали пополам, а в центре делали разрез для головы. К центральному полотнищу пришивали прямые широкие рукава и расширенные книзу боковины; между станом и рукавом вшивалась квадратная ластовица. Женщины носили платья с пришивной юбкой, стоячим воротником и нагрудной планкой. Старинные платья были неотрезными по талии, с открытым нагрудным разрезом, украшенным полукруглыми нашивками из тесьмы и лент. Под платье на грудь повязывали тонкий тка­невый нагрудник с поперечными полосками и вышитым узором. Мужские рубахи с отложным воротником скреплялись у ворота плетёным шнурком с кисточками.

У башкир было обязательным ношение верхних одежд. Это были безрукавки, халаты, бешметы, казакины.

Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Согласно традиции, тканевый елян и белый сэкмэн готовились в каче­стве свадебной одежды.

Жених дарил девушке материал, а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая надевала перед приходом в дом мужа. Позже эта одежда становилась празд­ничной, выходной. Халаты носили не только как наплечную одежду, но и накидывали на голову. По обычаю, полой халата молодая невестка килен должна была закрывать лицо от незнакомых мужчин и старших родственников мужа. Этой же цели служили широкие рукава платья и концы головного покрывала.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель моей работы выявить актуальность и необходимость изучения башкирского костюма в жизни современного человека. Так же изучить особенности башкирского национального женского костюма.

В своей работе ставлю следующие задачи:

1.познакомиться с историей возникновения, особенностями и разнообразием женского национального костюма;

2. используя полученные знания создать вариант башкирского женского костюма для куклы;

3. представить для учащихся 2А класса информацию с башкирским национальным женским костюм и поделиться интересными фактами о нём.

1.3. Обоснование выбора темы

Выбор темы моей работы сопровождался большим интересом использования национального костюма в современном мире.

В современном мире нет недостатка в одежде. Но мы не должны забывать то, что наше народное искусство – универсальное средство духовного общения и очень важно об этом не забывать и использовать лучшее в современное время.

1.4. Разновидности женских костюмов

Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк . Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди. На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов. Под платье было принято надевать ыштан(своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

Аксессуары и украшения. В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы. Также использовались шумящие подвески, считалось что они отпугивают злых духов.

Женская обувь. Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все – и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех.

Г оловные уборы. Головной убор башкиров – своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции. Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау – шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар – это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха.

Трудолюбивый народ – башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать национальные костюмы народов России, башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

1.5. Значение орнамента в женском костюме

В орнаменте, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, преобладает:

красный – цвет тепла и огня;

желтый – цвет изобилия и богатства;

черный – цвет земли и плодородия;

зеленый – цвет вечной зелени;

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбия;

синий – цвет свободолюбия;

коричневый – цвет старости увядания.

Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

Башкирский орнамент с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле­ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез­ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

САРЫК (сарыҡ), в башкирском костюме традиц. обувь из сыромятной кожи с голенищами из грубого сукна (тула). Бытовали мужские и женские. Подошва С. сгибалась кверху, формируя задник и края, к к‑рым пришивалась заготовка полуовальной формы, рассчитанная на подъём ноги. Голенища (выс. 40-46 см) подвязывались под коленом плетёными шнурками (ҡунысбау, ҡысмау). Задняя часть голенища украшалась аппликацией (комбинации из разл. геометрич. фигур, спиралевидных завитков и др.), нередко в сочетании с вышивкой. Различались С. с простой (4‑ и 6‑кускарные) и сложной орнаментацией (8‑, 10‑, 12‑кускарные). На голенищах муж. С. имелись кожаные нашивки в виде полуовалов (над задником и на мыске) и ромбов или треугольников (по бокам), выполнявшие также роль оберегов. С. носили с суконными чулками (тула ойоҡ) или портянками (силғау); являлись повседневной и праздничной, в т.ч. свадебной, обувью. У башкир бытовали до 2‑й пол. 20 в., наиб. распространение получили у зауральских башкир.

2. Технологический этап

2.1. Технология изготовления сувенирной куклы с элементами башкирской женской национальной одежды

Собрав информацию о женской национальной одежде башкирского народа, мы изготовили куклу. Для этого мы собрали необходимый материал ткань, бижутерии, монетки, атласную ленту, мех. Для придания устойчивости и пышности юбке, насадили основу из пустой пластмассовый бутылки из под кефира. Из шерстяных ниток мы выполнили волосы.

Далее мы построили выкройки платья, камзола – еляна и кэлэпуш на куклу. На основе их я сшила миниатюрный наряд на куклу. Затем я украсила его декоративными элементами и декором в стиле башкирского национального костюма.

Обработала низ юбок и верх горловины платья тесьмой белого цвета. По краю камзола пришила бижутерии зеленого цвета, имитирующую позумент, украсила его паетками и монетами. Пройму камзола отделала мехом.

На следующем этапе работы я изготовила декоративные накосники, нагрудник «Хакал» полуовальной формы и головной убор кэлэшуп. Кэлэшуп я расшила монетами.

3. Практический этап

Изучив историю создания башкирского женского костюма и изготовив куклу в женском башкирском костюме. Я продемонстрировала свою проектную работу обучающимся 2А класса. Познакомила их интересными фактами о жизни и истории башкирского народа, отразившиеся в национальной одежде я приобщила их к башкирской культуре. Особенно активными были девочки. Они задавали самые интересные вопросы и рассматривали куклу.

Башкирский национальный костюм имеет богатую историю. Народный костюм- ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработка кожи, металла и многое другое. Костюм является богатейшим материалом для изучения культуры башкирского народа. Его основными чертами на протяжении веков оставались рациональность, насыщенность цвета, контрастность. Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция – передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений мастеров. Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры.

Цель моего проекта была достигнута: Изучив костюмы я поняла, что башкирский национальный женский костюм продолжает развиваться. Сохраняя все традиции и основные особенности, но при этом, применяя современные ткани, технологии пошива, создаются новые женские образы для башкирских красавиц. Новые костюмы подчеркивают красоту и самобытность башкирской культуры. В башкирских народных костюмах исполняются песни и танцы. Я не только узнала об особенностях башкирского национального женского костюма, о том сколько труда и терпения требовалось башкирским красавицам для его создания, но и сама попробовала создать вариант костюма для куклы.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед собой, я выполнила. Убедилась, что изделие, сделанное своими руками, может стать вашей гордостью.

3.3. Используемая литература

Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2017.

Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2018.

Брюханова Т.А. Технология изделий народных промыслов Республики Башкортостан: пособие для учителей. – Уфа: Китап, 2011. – 128с.: ил.

Иршат Янбирдин История монет // Аманат. – Апрель, 2017.

Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. – № 3, 2005.

Кузбекова Р.А. «Головные уборы и обувь»

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем, 2002. 504 с., табл. – 5, карт –17, рис. – 16, ил-279.

Башкирский камзол женский

Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.

Варианты и особенности нарядов

Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.

Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.

Башкирский камзол женский

Женский

Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:

  • изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
  • был предусмотрен широкий вырез горловины;
  • под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.

Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:

  1. В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
  2. Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
  3. Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.

В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.

Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.

Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Мужской

Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.

Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.

Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.

Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Праздничный

Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.

Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.

Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:

  • красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
  • белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.

Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.

Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Материалы и отделка

Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.

Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.

Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.

Верхнюю одежду часто украшают аппликациями. По краям изделия нашивают тесьму красного или золотого цвета.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Многообразие оттенков

Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • коричневый;
  • синий;
  • черный;
  • зеленый;
  • желтый.

Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Башкирский камзол женский

Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

Видео

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.