Аппликация русская народная одежда

Анна Петрова
Аппликация «Русский народный костюм» (старшая группа)

Аппликация русская народная одежда

У нас в группе прошёл проект "Русский народный костюм". Цель проекта:сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательной и продуктивной деятельности.

В творческой мастерской мы с ребятами решили изготовить из цветной бумаги сначала сарафаны,а наследующий день и русские рубахи.

-научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху;

-развивать умение аккуратно обводить по контуру, вырезать, правильно размещать детали на бумаге;

-закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

Для работы мы взяли материал: цветной картон, цветная бумага, трафареты сарафана и рубахи, клей карандаш, ножницы.

Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда

Дети с удовольствием занимаются в нашей мастерской. В группе мы оформили выставку наших работ.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм» Цель: Приобщать детей к национальной культуре.

Конспект занятия для старших дошкольников «Русский народный костюм» Программное содержание: Рассказать детям о разнообразии народного костюма и познакомить с женским праздничным костюмом. Пополнить словарный.

Конспект занятия «Народный праздник «Капустница» (старшая группа) Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником.

Конспект занятия «Русский платок» (старшая группа) Цель: Дать детям представления об искусстве и традициях русского народа. Задачи: Образовательные: • Расширить представления детей о русской.

Аппликация русская народная одеждаЛэпбук «Русский костюм» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В прошлом учебном году темой своего самообразования я выбрала лэпбук. Если быть точной, "Лэпбук.

Аппликация русская народная одежда«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

Проект «Русский народный костюм» Русский народный костюм-хранитель историиНам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать,.

Русский национальный костюм. Виртуальная экскурсия. Видео Задачи: – Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; – Продолжать учить сравнивать, описывать.

Аппликация русская народная одеждаРусский народный костюм Современные дети не представляют, как выглядела одежда 50, 100 лет назад. С помощью презентации они на некоторое время погружаются в те.

Тематическое развлечение «Русский национальный костюм» Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Задачи: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных.

Терехова Татьяна
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Русский народный костюм»

Конспект НОД по аппликации в старшей группе

Тема: «Русский народный костюм»

Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательной и продуктивной деятельности.

Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху;

развивать умение аккуратно обводить по контуру, вырезать, правильно размещать детали на бумаге;

закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей;

способствовать развитию творческих способностей детей.

Материал: цветная бумага, трафареты сарафана и рубахи, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлем!

– о чем стихотворение? (о Родине)

– В какой стране мы живем? (в России)

– Назовите столицу нашей России? (Москва)

– В каком городе мы живем? (в Ставрополе)

– В каком крае находится наш город? (Ставропольский край)

Воспитатель: наш город древний, о нем написаны песни и стихи.

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

Воспитатель. Кто такие предки?

Дети. Люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.

Воспитатель. Какие народные праздники вы знаете?

Дети. Ярмарка, Масленица, Рождество, Пасха, Святки.

Воспитатель. Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети. Из книг, фильмов, из музеев

Воспитатель. Какую носили одежду?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду. (ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ)

Рассказ воспитателя по теме:

Народный костюм

– традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно – пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

– часть русского традиционного костюма.

В крое многих рубах использовали полики – вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной – прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжете. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Сарафан – основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками – прищепом под узкий корсаж на бретелях.

Сарафан – как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда. Сарафан – длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" – шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу "читаном" ("гайтаном", "гайтанчиком") – тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" – прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или "бардовые" саяны, а пожилые – синие и черные.

В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом

правления Екатерины II.

Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника – гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Кокошник – старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник – в том числе незамужними.

Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы.

Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями – сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна – низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

• прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

• преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

• использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Мы сегодня с вами изготовим тоже элементы русского народного костюма: рубаху и сарафан.

-Обвести по контуру шаблоны рубахи и сарафана.

Физкультминутка «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)

Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет,

Я налью воды чуток, (имитация налива воды)

В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)

Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)

Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)

Пока светит солнышко, (показ солнышка)

Натяну веревочку. (ладони в стороны)

К ней одежду прикреплю (движения пальцами)

Ветерком все просушу. (махи ладонями)

Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)

А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»)

Выполнение работы детьми, при помощи воспитателя.

-Ребята,о чем мы сегодня говорили на занятии?

-Перечислите, из чего мог состоять русский народный костюм?

-Что вы изготовили?

Консультация «Как одевались на Руси. Народный костюм» Сообщение для педагогов «Как одевались на Руси (народный костюм)» Цель: познакомить с историей костюма Задачи: – расширить представления.

Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Русский национальный костюм» Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русский национальный костюм» Цель: приобщение детей дошкольного возраста.

Аппликация русская народная одеждаФотоотчет «Русский народный праздник «Масленица» «Русский народный праздник «Масленица» В нашем детском саду масленица воспринимается воспитанниками более трепетно педагоги ДОУ стараются.

Аппликация русская народная одеждаКонспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм» Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать.

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Загадки — отгадки!» (русский народный фольклор) Цель: познакомить с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских.

Конспект занятия на тему «Русский народный женский костюм» Конспект занятия. Тема: Русский народный женский костюм. Цель: Познакомство детей с женской национальной одеждой. Оборудование: русская.

Аппликация русская народная одеждаОткрытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор» Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -познакомить с русским национальным головным убором; – учить.

Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР. Арутюнян Армине Эрнестовна (a-armine-e@yandex.ru).

Проект (краткосрочный) младшая группа «Русский народный костюм» Актуальность. Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обусловлено социально-политическими и духовными переменами в.

Аппликация русская народная одеждаТематическая неделя русский народный праздник «Масленица» в детском саду для детей старшей группы Тематическая неделя русский народный праздник “Масленица” в детском саду для детей старшей группы Цель: Повышение интереса к традициям.

Аппликация русская народная одежда

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

-знакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма («Познавательное развитие»)

-обогащать словарь новыми терминами («Речевое развитие»);

-воспитывать интерес и любовь к культуре родного края («Социально-коммуникативное развитие»)

-развивать двигательную активность («Физическое развитие»)

-формировать умение составлять узоры и украшать сарафан по мотивам русского народного искусства («Художественно-эстетическое развитие»).

-закреплять приемы аккуратной работы с клеем и ножницами («Художественно-эстетическое развитие»).

Скачать:

Вложение Размер
nod_applikatsiya_sarafan_s_logikoy.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по аппликации в старшей группе

Тема «Русский народный сарафан»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

-знакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма («Познавательное развитие»)

-обогащать словарь новыми терминами («Речевое развитие»);

-воспитывать интерес и любовь к культуре родного края («Социально-коммуникативное развитие»)

-развивать двигательную активность («Физическое развитие»)

-формировать умение составлять узоры и украшать сарафан по мотивам русского народного искусства («Художественно-эстетическое развитие»).

-закреплять приемы аккуратной работы с клеем и ножницами («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций кукол в русских народных костюмах, беседа «Русский народный костюм», д/и «Из какой сказки иллюстрация», физминутка «Лапти», показ, демонстрация образца, рассказ педагога.

Материалы и оборудование : иллюстрации «Русский народный костюм», иллюстрации «Сказки», ножницы, клей, цветная бумага, куклы в русских народных костюмах.

Формы и методы организации совместной деятельности

Аппликация русская народная одежда

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

-знакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма («Познавательное развитие»)

-обогащать словарь новыми терминами («Речевое развитие»);

-воспитывать интерес и любовь к культуре родного края («Социально-коммуникативное развитие»)

-развивать двигательную активность («Физическое развитие»)

-формировать умение составлять узоры и украшать сарафан по мотивам русского народного искусства («Художественно-эстетическое развитие»).

-закреплять приемы аккуратной работы с клеем и ножницами («Художественно-эстетическое развитие»).

Скачать:

Вложение Размер
nod_applikatsiya_sarafan_s_logikoy.docx 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по аппликации в старшей группе

Тема «Русский народный сарафан»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

-знакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма («Познавательное развитие»)

-обогащать словарь новыми терминами («Речевое развитие»);

-воспитывать интерес и любовь к культуре родного края («Социально-коммуникативное развитие»)

-развивать двигательную активность («Физическое развитие»)

-формировать умение составлять узоры и украшать сарафан по мотивам русского народного искусства («Художественно-эстетическое развитие»).

-закреплять приемы аккуратной работы с клеем и ножницами («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций кукол в русских народных костюмах, беседа «Русский народный костюм», д/и «Из какой сказки иллюстрация», физминутка «Лапти», показ, демонстрация образца, рассказ педагога.

Материалы и оборудование : иллюстрации «Русский народный костюм», иллюстрации «Сказки», ножницы, клей, цветная бумага, куклы в русских народных костюмах.

Формы и методы организации совместной деятельности

Анна Петрова
Аппликация «Русский народный костюм» (старшая группа)

Аппликация русская народная одежда

У нас в группе прошёл проект "Русский народный костюм". Цель проекта:сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательной и продуктивной деятельности.

В творческой мастерской мы с ребятами решили изготовить из цветной бумаги сначала сарафаны,а наследующий день и русские рубахи.

-научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху;

-развивать умение аккуратно обводить по контуру, вырезать, правильно размещать детали на бумаге;

-закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

Для работы мы взяли материал: цветной картон, цветная бумага, трафареты сарафана и рубахи, клей карандаш, ножницы.

Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда Аппликация русская народная одежда

Дети с удовольствием занимаются в нашей мастерской. В группе мы оформили выставку наших работ.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм» Цель: Приобщать детей к национальной культуре.

Конспект занятия для старших дошкольников «Русский народный костюм» Программное содержание: Рассказать детям о разнообразии народного костюма и познакомить с женским праздничным костюмом. Пополнить словарный.

Конспект занятия «Народный праздник «Капустница» (старшая группа) Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником.

Конспект занятия «Русский платок» (старшая группа) Цель: Дать детям представления об искусстве и традициях русского народа. Задачи: Образовательные: • Расширить представления детей о русской.

Аппликация русская народная одеждаЛэпбук «Русский костюм» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В прошлом учебном году темой своего самообразования я выбрала лэпбук. Если быть точной, "Лэпбук.

Аппликация русская народная одежда«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

Проект «Русский народный костюм» Русский народный костюм-хранитель историиНам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать,.

Русский национальный костюм. Виртуальная экскурсия. Видео Задачи: – Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; – Продолжать учить сравнивать, описывать.

Аппликация русская народная одеждаРусский народный костюм Современные дети не представляют, как выглядела одежда 50, 100 лет назад. С помощью презентации они на некоторое время погружаются в те.

Тематическое развлечение «Русский национальный костюм» Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Задачи: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных.

Терехова Татьяна
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Русский народный костюм»

Конспект НОД по аппликации в старшей группе

Тема: «Русский народный костюм»

Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательной и продуктивной деятельности.

Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху;

развивать умение аккуратно обводить по контуру, вырезать, правильно размещать детали на бумаге;

закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей;

способствовать развитию творческих способностей детей.

Материал: цветная бумага, трафареты сарафана и рубахи, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлем!

– о чем стихотворение? (о Родине)

– В какой стране мы живем? (в России)

– Назовите столицу нашей России? (Москва)

– В каком городе мы живем? (в Ставрополе)

– В каком крае находится наш город? (Ставропольский край)

Воспитатель: наш город древний, о нем написаны песни и стихи.

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

Воспитатель. Кто такие предки?

Дети. Люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.

Воспитатель. Какие народные праздники вы знаете?

Дети. Ярмарка, Масленица, Рождество, Пасха, Святки.

Воспитатель. Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети. Из книг, фильмов, из музеев

Воспитатель. Какую носили одежду?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду. (ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ)

Рассказ воспитателя по теме:

Народный костюм

– традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно – пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

– часть русского традиционного костюма.

В крое многих рубах использовали полики – вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной – прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжете. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Сарафан – основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками – прищепом под узкий корсаж на бретелях.

Сарафан – как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда. Сарафан – длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" – шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу "читаном" ("гайтаном", "гайтанчиком") – тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" – прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или "бардовые" саяны, а пожилые – синие и черные.

В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом

правления Екатерины II.

Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника – гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Кокошник – старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник – в том числе незамужними.

Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы.

Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями – сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна – низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

• прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

• преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

• использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Мы сегодня с вами изготовим тоже элементы русского народного костюма: рубаху и сарафан.

-Обвести по контуру шаблоны рубахи и сарафана.

Физкультминутка «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)

Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет,

Я налью воды чуток, (имитация налива воды)

В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)

Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)

Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)

Пока светит солнышко, (показ солнышка)

Натяну веревочку. (ладони в стороны)

К ней одежду прикреплю (движения пальцами)

Ветерком все просушу. (махи ладонями)

Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)

А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»)

Выполнение работы детьми, при помощи воспитателя.

-Ребята,о чем мы сегодня говорили на занятии?

-Перечислите, из чего мог состоять русский народный костюм?

-Что вы изготовили?

Консультация «Как одевались на Руси. Народный костюм» Сообщение для педагогов «Как одевались на Руси (народный костюм)» Цель: познакомить с историей костюма Задачи: – расширить представления.

Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Русский национальный костюм» Презентация к ООД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русский национальный костюм» Цель: приобщение детей дошкольного возраста.

Аппликация русская народная одеждаФотоотчет «Русский народный праздник «Масленица» «Русский народный праздник «Масленица» В нашем детском саду масленица воспринимается воспитанниками более трепетно педагоги ДОУ стараются.

Аппликация русская народная одеждаКонспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм» Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать.

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Загадки — отгадки!» (русский народный фольклор) Цель: познакомить с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинить любой человек; дать представление о русских.

Конспект занятия на тему «Русский народный женский костюм» Конспект занятия. Тема: Русский народный женский костюм. Цель: Познакомство детей с женской национальной одеждой. Оборудование: русская.

Аппликация русская народная одеждаОткрытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор» Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -познакомить с русским национальным головным убором; – учить.

Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР. Арутюнян Армине Эрнестовна (a-armine-e@yandex.ru).

Проект (краткосрочный) младшая группа «Русский народный костюм» Актуальность. Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обусловлено социально-политическими и духовными переменами в.

Аппликация русская народная одеждаТематическая неделя русский народный праздник «Масленица» в детском саду для детей старшей группы Тематическая неделя русский народный праздник “Масленица” в детском саду для детей старшей группы Цель: Повышение интереса к традициям.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.