Аяты из корана для намаза

Каждый мусульманин должен знать достаточное количество сур из Корана, что бы читать их при совершении намаза. В народе считается, что это короткие суры после 105 (Слон). И некоторые говорят, что именно эти суры, читаемые в намазе. Это мнение ошибочное. Это так сказать "обязательный минимум". Из хадисов известно, что Пророк (с.а.с.) во время намаза читал даже самые длинные суры из Корана, например, суру Аль-Бакара.

Еще, нужно отметить, что следует читать во время намаза суры по порядку. Например, если в первом ракаате вы прочитали 101, то во втором нужно читать те суры, которые после нее по идут, например, 105.

Конечно, это имеется ввиду про суру, которая читается в намазе после суры Аль Фатиха, т.к. она в любом случае читается в каждом ракаате, т.к. является ваджибом при чтении намаза. Здесь Вы найдете суры, которые чаще всего читают в намазе, или они считаются по уровню выше других сур Корана.

Для начала их изучения, выберите нужную суру из списка ниже. Они все нужны при чтении намаза, но не обязательные. Изучайте их по мере возможности.

Аяты из корана для намаза

Тому, кто совершает обязательный (фарз) или желательный (суннат) намаз в первых двух ракаатах после суры Аль-Фатиха, желательно (сунна) читать суры Корана, а в третьем и в четвёртом ракаатах их чтение не является сунной.

Однако, если молящийся не прочитал суры в первом и во втором ракаатах, то ему желательно прочитать их в третьем и в четвёртом ракаатах, тем самым возмещая их отсутствие в начале намаза.

От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يَقْرَأُ بِأُمِّ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ مَعَهَا فِى الرَّكْعَتَيْنِ الأُولَيَيْنِ مِنْ صَلاَةِ الظُّهْرِ وَصَلاَةِ الْعَصْرِ ، وَيُسْمِعُنَا الآيَةَ أَحْيَانًا ، وَكَانَ يُطِيلُ فِى الرَّكْعَةِ الأُولَى

«При совершении первых двух ракаатов полуденного (зухр) и послеполуденного (‘аср) намазов Пророк ﷺ обычно читал суру Аль-Фатиха (“Мать Писания”) и одну суру, читая аяты так, что его слова были слышны нам. И он дольше читал Коран в первом ракаате, чем во втором». (Бухари, 778; Муслим, 451; Абу Дауд, 798)

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается:

وَكَانَ يُطَوِّلُ الرَّكْعَةَ الْأُولَى مِنَ الظُّهْرِ وَيُقَصِّرُ الثَّانِيَةَ وَكَذَلِكَ فِي الصُّبْحِ

«При совершении первого ракаата полуденного намаза Пророк ﷺ удлинял чтение Корана, а во время второго – укорачивал, и то же самое он делал во время утреннего намаза». (Муслим, 451)

Когда же намаз совершается коллективно (в джамаате) и имам читает при этом суру Аль-Фатиха и любую другую суру Корана после неё вслух, то маъмуму (совершающему намаз за имамом) следует, не читая суру, слушать его, если он слышит чтение имама.

Если же он не слышит чтение имама, то маъмум может сам прочитать эти суры, как он делает это в намазах, где сура Аль-Фатиха и суры после неё читаются про себя. То есть в таких случаях суру читает и имам, и маъмум.

Суннат чтения суры после Аль-Фатихи считается выполненным, если молящийся прочитает хоть один аят из Корана. А если он прочитает три аята, это считается минимумом для достижения совершенства.

Однако чтение целой суры Корана лучше чтения аятов из большой суры, равных по объёму этой суре. Есть и такие алимы, которые утверждают, что лучше читать в качестве суры после Аль-Фатихи небольшие суры, чем большие аяты.

Также желательно (сунна), чтобы сура, читаемая в первом ракаате, была длиннее суры, которую молящийся читает во втором ракаате. Желательно также читать суры в порядке их расположения в Священном Коране. Несоблюдение этой последовательности нежелательно. Поэтому в намазе необходимо соблюдать не только порядок, но и непрерывную очерёдность сур, читаемых после Аль-Фатихи. То есть прочитать во втором ракаате суру, следующую прямо за той, которая была прочитана в первом.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх аль-мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба сказали: "Сунной является чтение сур Корана после Аль-Фатихи в порядке последовательности Священного Корана, друг за другом (по очереди). Когда молящийся прочтёт в первом ракаате одну суру, ему следует во втором ракаате прочитать следующую прямо за ней суру".

Аль-Мутавали сказал: "Даже если в первом ракаате молящийся прочитал суру Аль-Фаляк ("Куль а‘узу би-Рабби-н-нас" – последняя сура Корана), во втором ему следует прочитать несколько аятов из начала суры Аль-Бакара (которые меньше суры Ан-Нас по объёму)".

Если молящийся прочитает в первом ракаате после Аль-Фатихи одну суру, а во втором – предшествующую ей суру, он поступит вопреки более предпочтительному методу, но это не портит намаз, и он не должен делать ничего, чтобы исправить эту ошибку. Аллах знает лучше».

قَالَ أَصْحَابُنَا وَالسُّنَّةُ أَنْ يَقْرَأَ عَلَى تَرْتِيبِ الْمُصْحَفِ مُتَوَالِيًا فَإِذَا قَرَأَ فِي الرَّكْعَةِ الْأُولَى سُورَةً قَرَأَ فِي الثَّانِيَةِ الَّتِي بَعْدَهَا مُتَّصِلَةً بِهَا قَالَ الْمَتُولِي حَتَّى لَوْ قَرَأَ فِي الْأُولَى (قُلْ اعوذ برب الناس) يَقْرَأُ فِي الثَّانِيَةِ مِنْ أَوَّلِ الْبَقَرَةِ وَلَوْ قَرَأَ سُورَةً ثُمَّ قَرَأَ فِي الثَّانِيَةِ التي قبلها فقد خالف الاولي ولا شئ عَلَيْهِ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

Как видите, эта сунна так важна, что даже если в первом ракаате молящийся прочитал суру Ан-Нас, то во втором ему следует прочитать несколько аятов из начала суры Аль-Бакара, которая является второй сурой Корана. Таким образом, он сможет соблюсти порядок сур в Коране. Точно так же, если в первом ракаате молящийся после Аль-Фатихи прочитал суру Аль-Ихляс, во втором ему желательно читать следующую суру Аль-Фаляк (Кул а’узу), которая длиннее его.

Однако, чтобы исполнить и другой суннат (сура, читаемая во втором ракаате, не должна быть длиннее суры, которую прочитали в первом), предпочтительнее прочесть часть суры Аль-Фаляк (Аль-Бакара), которая меньше суры Аль-Ихляс (Ан-Нас) по объёму.

Сулайман бин Мухаммад бин ‘Умар Аль-Буджайрими в своей книге «Тухфат Аль-Хабиб ‘аля Шарх Аль-Хатиб (Хашия Аль-Буджарими)» пишет об этом следующее:

«Желательно читать суры Корана после Аль-Фатихи в том порядке, в каком они записаны в Священном Коране. Так, если молящийся в первом ракаате прочитал, например, суру Аль-Ихляс, то во втором ему следует прочитать часть суры Аль-Фаляк, которая меньше её по объёму. Тем самым он объединяет порядок последовательности и удлиняет суру в первом ракаате по сравнению со второй».

وَسُنَّ أَنْ يَقْرَأَ عَلَى تَرْتِيبِ الْمُصْحَفِ، فَلَوْ قَرَأَ الْإِخْلَاصَ مَثَلًا فِي الْأُولَى قَرَأَ فِي الثَّانِيَةِ بَعْضَ سُورَةِ الْفَلَقِ أَقَلَّ مِنْ سُورَةِ الْإِخْلَاصِ جَمْعًا بَيْنَ التَّرْتِيبِ وَتَطْوِيلِ الْأُولَى عَلَى الثَّانِيَةِ عَلَى الْمُعْتَمَدِ،

Если же в очерёдности чтения сур после Аль-Фатихи будет допущена ошибка, то намаз всё же не нарушается, однако это считается нежелательным.

Чтобы правильно выполнить эту сунну, необходимо знать последовательность сур Корана, проявить старание и стремиться не допустить в намазе того, что является макрухом. Также следует сосредоточиться на смиренном совершении намаза – искренне и с присутствием сердца, отклоняя все посторонние мысли.

Становясь на намаз, мы должны очистить сердце и мысли от всех мирских забот. Поэтому, входя во двор мечети или вставая дома на коврик, необходимо привести себя в состояние готовности к намазу.

Аяты из корана для намаза

Какие суры читать в намазе (namaz)? Какие короткие суры из Корана читал в намазе Пророк Мухаммад ﷺ и рекомендовал использовать верующим мусульманам? Все эти вопросы возникают в мусульманской умме с постоянной периодичностью, и все они нуждаются в ответах.

О сурах Корана

Для мусульман Священная Книга Коран является главной книгой верующего и средоточием главных мыслей и положений Ислама. В переводе с арабского языка слово «Коран» означает «чтение вслух» или «назидание».

Когда Пророк Мухаммад ﷺ был в сорокалетнем возрасте на него было ниспослано первое откровение. Это произошло в Ночь могущества, которая приходится на месяц Рамадан.

Далее в течение двадцати трех лет осуществлялась через ангела Джабраила передача Священной Книги Коран, которую после со слов Пророка Мухаммада ﷺ записали его сподвижники.

Всего в Коране сто четырнадцать глав, каждая из которых состоит из аятов. Тот порядок, в котором суры расположены в Коране, не соответствуют той хронологии, тому порядку, по которому осуществлялась передача сур Священной Книги Коран через ангела Джабраила – аяты были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ по-разному: в разных местах и в разное время. Эти аяты Посланник Аллаха ﷺ заучивал наизусть, а позже он составлял суры из этих аятов. С самого момента ниспослания откровения вид их не менялся, в течение четырнадцати веков они оставались в неизмененном виде, и в них не менялось ни одного знака и ни одной буквы.

Короткие суры из Корана которые следует выучить наизусть

Аяты из корана для намаза

Мусульманину, который только начинает знакомиться с исламской религией, следует для начала выучить суру «аль-Фатиха», которую следует прочесть во время намаза.

В переводе название означает «Открывающая книгу». Она в Коране расположена первой по порядку. «Аль-Фатиха» как и многие другие была ниспослана полностью. Она является величайшей в Священной Книге, одной из самых всесторонних молитв Корана.

Еще одна сура, которую обязательно должен знать мусульманин в числе первых, это «Аль-Аср», и ее название в переводе означает «Предвечернее время». Упоминая ее, имам аш-Шафии отмечал, что людям было бы достаточно, если бы они задумывались даже над одной этой сурой.

Одной из важнейших сур, которые следует знать мусульманину, является «Аль-Хумаза», и название это в переводе означает «Клеветник». «Клетевник» состоит из девяти аятов. Ее ниспослал Всевышний Мухаммаду ﷺ в Мекке, и в ней Он предостерегает мусульман от той великой беды и того строгого наказания, которое может настичь тех, кто позволяет себе оскорблять других людей делом своим или словом. Слово «хумаза», имеет арабское происхождение и с арабского языка переводится как «хулитель». Так называют человека, который высмеивает других людей, порочит их своими словами или делами. Есть также слово «лумаза», которое в переводе с арабского означает «поноситель». Так говорят о людях, которые злословят в адрес других людей, который своими скверными речами поносит других людей.

Аяты из корана для намаза«Аль Кяусар»

Важное место для мусульманина занимает «Аль-Кяусар», что в переводе с арабского означает «Изобилие» – это самая коротка сура в Коране. Есть свидетельство Анаса ибн Малика, который присутствовал в тот момент, когда была ниспослана она, рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ, и он говорил, что Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся в тот момент, а на вопрос, что рассмешило его, он ответит, что ему была только что ниспослана сура.

«Ан-Наср», название которой в переводе означает «Помощь», была ниспослана Пророку Мухаммаду ﷺ тогда, когда Всевышний Аллах сообщил Посланнику ﷺ благую вещь, а затем научил Пророка Мухаммада ﷺ, какими должны быть его действия в тот момент, когда благо, обещанное Всевышним, сбудется. В ней Всевышний Аллах обратил внимание верующих на то, что последует после того, как сбудется обещание Всевышнего Аллаха. Суть благой вести, которая была сообщена Посланнику Аллаха в тот момент, заключалась в том, что Аллах окажет Пророку Мухаммаду ﷺ помощь во время взятии Мекки. Как только весть об обещанной Божьей помощи стала известна людям, количество людей, принимающих Ислам, резко увеличилось.

«Аль-Масад», что в переводе означает «Пальмовые волокна». Суть ее заключается в великом Божьем предзнаменовании, которое сообщало, что Абу Ляхаб погибнет вместе со своей женой и что они будут сброшены в Геенну, так и не приняв Ислама. Эта сура была ниспослана еще при их жизни.

Одна из самых важных молитв, которые мусульмане читают во время намаза, это «Аль-Ихляс», которая в переводе означает «Искренность». Всевышний Аллах повелел верующим мусульманам читать слова ее с убежденностью и твердой уверенностью в том, что каждое из этих слов – истина. За чтение этой маленькой и короткой суры мусульманину полагается награда как-будто бы он прочитал 2/3 Корана.

Среди коротких сур, которые следует читать в намазе, важно место занимает «Аль-Фаляк», название которой в переводе с арабского означает «Рассвет». По словам Пророка Мухаммада ﷺ, «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас» – это лучшие слова из всех, что только могут люди произнести, если они ищут защиты Всевышнего Аллаха от колдовства или сглаза.

Аят 255 ("Аль-Курси") из суры «Аль-Бакара», что в переводе с арабского означает «Великий трон», является аятом особенным, из всего Корана этот аят обладает той особенностью, что оказывает благоприятное воздействие по воле Аллаха, а его смысл является особенно глубинным.

Что нужно читать в намазе?

На вопрос о том, какие аяты и короткие суры из Корана использовал для намаза Пророк Мухаммад ﷺ, существует ответ, что не было определенных постоянных сур или аятов, которые бы Пророк Мухаммад ﷺ постоянно читал в намазе. А если человек считает, что ваджибом будет читать в определенные дни определенные аяты, то это является порицаемым действием. Не существует какого-либо подтверждения тому, что следует читать в определенные дни определенные аяты или суры во время намаза, то есть тот факт, что это является ваджибом, ничем не подтверждается. Из этого можно сделать вывод, что в намазе каждый день следует читать разные места из Священного Корана, и это будет соответствовать сунне.

Этот факт особо внимательно должны учитывать имамы в мечети, поскольку члены джамаата, не имеющие глубоких знаний в области фикха, могут начать считать, что обязательно читать определенные аяты или короткие суры в определенное время. Следует знать, что обязательным чтением в намазе должна быть короткая сура из Корана "Аль Фатиха".

Хадис о чтении сур в намазе

В отношении числа аятов и коротких сур, которые после произнесения «аль-Фатиха» читают в намазе, факихи применяют правило, которое предписывает человеку, который не является путником, в течение утреннего намаза и намаза полуденного после произнесения «аль-Фатиха» прочитать одну из тех сур, которые занимают место между «аль-Худжурат» и «аль-Бурудж», то есть из категории длинные расчлененные или Тывалю-Муфассал.

Когда же мусульманин совершает намаз послеполуденный и вечерний, ему лучше прочитать по завершении «аль-Фатиха» те суры, которые занимают место между «аль-Бурудж» и «аль-Беййина», то есть те, что относятся к категории средние расчлененные или Тывалю-Аусат.

Во время магриба (молитвы закатной) по завершении «аль-Фатиха» мусульманину желательно читать короткие суры для намаза, начиная от «аль-Беййина» и до самого конца, то есть короткие расчлененные или Кысар аль-Муфассаль.

Доводом для этого служит достоверный хадис, в котором передают рассказ Сулеймана ибн Ясара: «Такой-то удлинял первые два ракаата полуденного намаза и укорачивал чтение в последних двух ракаатах этого намаза, а также в послеполуденном намазе. Во время закатного намаза он читал короткие расчлененные, во время вечернего намаза – средние расчлененные, а во время рассветного намаза – длинные расчлененные суры». Абу Хурайра же сказал: «Я никогда не молился позади человека, чья молитва была бы больше похожа на намаз Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чем молитва этого человека» (Ан-Насаи).

Исходя из данного повествования можно выстроить следующую схему чтения сур для намаза:

  1. Молитва Фаджр: можно читать с 49 по 85 суру Корана в двух ракаатах;
  2. Зухр (полуденный или обеденный намаз) и Аср (послеполуденный или предвечерний намаз): в первых двух ракаатах читаются суры с 85 по 97, входящие в джуз А’мма, в других только Фатиха;
  3. Магриб (вечерний намаз): в двух ракаатах можно читать короткие суры с 97 по 114, входящие в джуз А’мма, в последнем только Фатиха;
  4. Иша (ночной намаз): в первых двух ракаатах читаются суры с 85 по 97, входящие в джуз А’мма, в других только Фатиха;

* Важное примечание: обязательно во всех ракаатах первой должна читаться "Аль-Фатиха".

Также сказано, что Абдуллаху ибн Саибу принадлежат слова о том, что Пророк Мухаммад ﷺ произносил «аль- Муминун» во время утреннего намаза. Когда же он доходил до того момента, когда повествование подводилось к истории о Харуне и Мусе, то Пророк Мухаммад ﷺ в этом месте совершал поклон поясной.

Суры которые читали сподвижники Пророка ﷺ

Сказано, что во время того, как проводил намаз ибн Аббас, он после произнесения «аль-Фатиха» читал несколько аятов из «аль-Бакара».

Также сказано, что Умар ибн аль-Хаттаб произносил сто двадцать аятов в течение первого ракаата из намаза – это были аяты из «аль-Бакара». Во втором же ракаате намаза Умар произносил суру, которая состояла максимум из ста аятов.

Сказано также, что в первом ракаате намаза Аль-Ахнаф произносил «аль-Кахф», а во втором ракаате произносил «Юсуф».

Сказано также, что в первом ракаате ибн Мас ‘ уд произносил сорок аятов из «аль-Анфаль», но во втором ракаате он произносил короткую суру.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.