Адыгейские национальные костюмы

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины – красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII – начале XIX вв.

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, – это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина – немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек – газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее – прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие – шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе – жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская ( адыгская – черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями – позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех – шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

Адыгейские национальные костюмы

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

Мужской костюм."Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь". Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

Адыгейские национальные костюмы

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Площадь возле филармонии 28 сентября напоминала художественную галерею. Её заполнили люди в национальных адыгских костюмах. Словно сошедшие с полотен XVIII-XIX вв., красавицы с тонкой талией и подтянутые юноши с удовольствием и гордостью позировали во вспышках фотокамер.

День национального адыгского костюма Адыгея отметила с любовью, широко. Отдать должное уникальной черкеске, признанной многими народами, в концертный зал пришли и стар, и млад. Ложи и партер, рассчитанные на 800 мест, заполнили около двух тыс. человек.

Вне времени

Красотой и практичностью черкесского костюма восхищались многие известные российские и западные путешественники. И сейчас черкесский костюм остаётся брендом республики. Приветствовать собравшихся на сцену филармонии вышел глава Адыгеи в национальном костюме.

Адыгейские национальные костюмы

«День национального костюма, который мы в Адыгее отмечаем четвёртый год, – теперь станет одним из ярких дней в праздничном календаре республики, обретя статус республиканского. Адыгейский национальный костюм – не просто одежда, это отражение национального характера черкесов: храбрости мужчин, красоты и грациозности женщин. Национальный костюм – это бренд поразительной силы, о котором мы не должны забывать, потому что именно он не позволил адыгам затеряться в мультикультурном пространстве мира. Многие народы Кавказа позаимствовали адыгский костюм, который вскоре стал и «фирменной» одеждой казачьих войск. Адыгский костюм сохранил для нас уникальное золотое шитьё адыгов, диктовал правила поведения. Адыгский костюм – бесконечный источник вдохновения для современных дизайнеров: Юрия Сташа, Мадины Саральп и Мадины Хацуковой. И в туризме нельзя обойтись без яркого, красочного черкесского костюма. Национальный адыгский костюм не имеет возраста: он древен, как народ, его создавший, он молод, как те, кто носит его сегодня. Пусть этот праздник красоты и благородства адыгской культуры станет не только шагом к её сохранению, но и укрепит межнациональный мир и искреннее взаимоуважение народов, дружно проживающих в Республике Адыгея. Сегодня на празднике много детей в сае и черкесках – это радует. Тот, кто с детства носит национальный костюм, никогда не вырастет манкуртом – человеком, лишённым памяти о прошлом своего народа», – сказал в приветственном слове глава республики Аслан ТХАКУШИНОВ .

Адыгейские национальные костюмы

Символично, что театрализованное представление начинали именно дети – участники театральной студии под руководством заслуженной артистки России Мариет УДЖУХУ . Адыгские скороговорки и юморески органично вплелись в черкесский обряд «Первый шаг ребёнка».

В своё время инициатором проведения в Адыгее праздника адыгского костюма выступил академический ансамбль народного танца «Нальмэс». День национального костюма был впервые проведён в республике четыре года назад как дань благодарности предкам, создавшим уникальную одежду, которая стала неотъемлемой частью культуры всего Северного Кавказа.

Адыгейские национальные костюмы

Одежда была и остаётся составляющей культуры любого народа. Но феномену черкески нет равных. В черкесском костюме отразилась интеграция разных культур. Это не только веяние моды, но и стремление к миру.

– Мне кажется, что Дню национального костюма новый республиканский статус был совершенно необходим. Это не поза, это возвращение к истокам, и нравственное воспитание молодёжи в том числе. Черкеску носить не просто: это расправленные плечи, гордая осанка. Уважаю казаков, которые на все праздники надевают черкеску и гордо гуляют в ней по улицам городов и сёл. Почему бы нашей молодёжи не делать того же? Это наша история, – считает заслуженный артист Адыгеи Станислав СИЮХОВ.

Адыгейские национальные костюмы

Сегодня почти в каждой адыгейской семье есть национальный костюм, любовь к которому передаётся из поколения в поколение. Так что на праздник многие приходили в национальных костюмах целыми семьями.

История в деталях

Адыги очень серьёзно относились к каждому элементу костюма. Старики рассказывают, что раньше, чтобы сшить черкеску, надо было знать лишь возраст и рост человека. О том, как создавалась знаменитая черкеска, журналисты ГТРК «Адыгея» сняли одноимённый фильм, презентация которого прошла в Госфилармонии республики.

Мастера говорят, что черкеска – не просто красивая, но и практичная одежда воина. Для горца кинжал – целая культура, поэтому на поясе черкески он красуется в богатых ножнах с растительным орнаментом, с изысканной чеканкой на рукояти. Появилось холодное оружие, необходимость мгновенно перезаряжать винтовку, и на черкеске стали делать нашивки для газырей (в переводе с адыгского «хазыр» – «готовый патрон»). Спустя время такие же газыри появились на камуфляже спецназа. А для наглядности артисты знаменитого на весь мир ансамбля «Нальмэс» устроили зрителям модное дефиле классического национального костюма, куда вошли несколько народных ритуалов: первый лук черкес получал в 5 лет, черкеску на ребёнка впервые надевали в 12 лет. Это особое отношение к костюму сохранилось до сих пор.
Недаром именно адыгский костюм лёг в основу почти всех коллекций обладателя Гран-при Международного фестиваля высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» Юрия СТАША.

«Я долгие годы изучаю сословный исторический костюм адыгов: крестьян, горожан, воинов, князей. В каждой коллекции стараюсь соединить наиболее интересные детали, по-своему их интерпретируя. В одном костюме может сочетаться до десяти различных тканей с имитацией кожи, металла. Но при этом я сохраняю «самостийность» адыгского платья: спокойную, не кричащую цветовую гамму, орнамент адыгского костюма», – рассказал модельер.

Костюмы из его коллекции украсили праздник. Не обошлось и без приятных сюрпризов – «Вариации на тему Удж» в постановке Аслана ХАДЖАЕВА на музыку Аслана НЕХАЯ исполнила танцевальная группа Кубанского казачьего хора. Этот танец кубанские артисты исполнили на Дне Краснодарского края и в

Государственном Кремлёвском дворце, где им аплодировал весь зал.
Завершился праздник традиционным адыгэ-джегу. В круг выходили не только лучшие молодые танцоры, танцевали все. А в сторонке делали свои первые танцевальные шаги даже малыши.

ЧЕРКЕСКА-традиционный мужской костюм адыгов.

Адыгейские национальные костюмыСовершенство,изысканность и строгость линий ,суровая

красота веками создававшегося костюма ,неяркие приг-

лушенные тона прекрасно гармонирует с остальными

элементами одежды мужчины .

Верхняя часть черкески плотно облегает фигуру ,

нижняя часть свободная,не стесняющая движения .Все

детали мужского национального костюма адыгов помогают

придать мужской фигуре ещё большую стройность ,

воинственный вид и. элегантность.

Изысканность и строгая красота черкески покорила все

народы Кавказа и они с гордостью носят её.

Традиционная обувь адыгского мужчины также стала предметом

заимствования другими народами .

Обувь мужская состояла из софьяновых сапог – мест , поверх

которых надевались летом софьяновые ,зимой войлочные гетры

со штрипками – лъай, а на них круглые софьяновые туфли-

Обувь из красного софьяна носили князья ,из коричневого-

дворяне,из чёрного -свободные крестьяне, тфокотли. Рабочая

обувь для крепостных крестьян шилась из сыромятной кожи-

lашъоцуакъ- и была иного покроя и структуры.

Б урка — мужская верхняя одежда .

Адыгейские национальные костюмыУ адыгов она играла

исключительную роль :защищала от дождя , ветра , палящих лучей

солнца , служа постелью на биваке в степи , на пастбище . Без неё

немыслимо представить кавказца-мужчину . Бурка была приспособлена

к наездничеству и походным условиям .Она была легкой ,прочной и

одновременно удобной для всадника .Ее можно было свернуть и

привязать к седлу . Бурка у чабанов называлась «ГОБЭНЕЧ»

Бурка делалась из овчины , шерстью наружу , и из войлока . Она

завязывалась шнурками или застегивалась на пуговицы . Во время

странствий адыг никогда не расставался с буркой . В случае

необходимости подпоясывался поясом , отделанным серебром.

Бурка служила верхней одеждой. В море и на речке она было лодкой, в лесу и степи была одеялом и подушкой, в мороз спасала от холода, в дождь не промокала. Бурка была всегда верной спутницей адыга — как в мировой жизни, так и на войне.

Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.

Вес воинского снаряжения средневекового европейского рыцаря достигал порой ста и более килограммов. Эти доспехи часто спасали жизнь рыцарю, но они же нередко были причиной его гибели. Ибо рыцарь в тяжёлых доспехах был лишен способности маневрировать, а упавший рыцарь практически становился беспомощным.

А каковы были адыгские кольчуги, бывшие предметом восхищения своих современников? Кольчуги адыгов были удивительно легки, не более 2,5 кг. Лучшие их образцы могли умещаться на мужской ладони. В добавок к этому, они были надёжны, прочны и очень красивы.

Далеко не каждый кинжал и шашка могли их разрубить. Даже ружейные пули могли пробить их изредка, лишь с очень близкого расстояния.

Адыгам было известно 5 видов кольчуг:

У адыгов есть очень популярная пословица: «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью.

Головной убор мужчины на Кавказе символизирует мудрость гор, рыцарства, возвышенность духа, мужества, силу, мощь, защиту, оберег. Обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой.

Шапка защищала в холод от мороза, в жару от зноя, в бою она принимала часть удара на себя и тем самым нередко спасала жизнь человеку.

Социальное положение мужчины можно было безошибочно определить и по головному убору:

1 Пщы паIу — княжеская шапка с высоким сужающимся кверху каракулевым

2 Оркъ паIу- шапка с каракулевым околышем, расширяющимся кверху.

3 ФэкъолI паIу -шапка с узким каракулевым околышем и выпуклым полусферическим

4ПэIопырац — Крестьянская папаха .

Черкешенки славились красотой,изяществом,ими восхищался и запад, и Восток.

Женский национальный костюм стоял из корсета,нательной рубашки,платья,кафтанчика и сай

Адыгский корсет-шъохътан -был изготовлен из сафьяна на шелковой или бумажной подкладке,без бретелек.

Корсет призван был способствовать формированию идеальной фигуры:тонкая талия, узкие плечи,неравитый бюст,широкие бедра.Женская одежда акцентировала внимание на достоинства фигуры девушки.

Сай-состоит из семи клиньев линия шва между ними была оторочена тесьмой из парчевой нити.Сходящейся в на золотистые линии в области талии на однотонном черном или бордовом фоне создавали ощущение предельной утонченности фигуры.

ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ.

Умение шить золотом, считалось обязательным для девушек из знатных семей . Этому искусству начинали обучать рано.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, к труду.

Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники. Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Золотом и серебром расшивали одежду, кисеты, веера, колчаны для стрел, сёдла и иные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни. Это умение было обязательным для девушек из знатных семей. Искусству золотого шитья их начинали обучать очень рано.

Адыги считали, что это прививает молодой девушке уважение к труду, эстетический вкус, скромность в манерах и сдержанность в выражении чувств, воспитывает уважение к старшим и знание обычаев.

Поэтому девушки с детства занимались приготовлением подарков для родственников будущего мужа. Вышиванием занимались и крепостные девушки, помогая своим знатным хозяйкам.

В старинных жилищах, когда дневной свет проникал через широкую трубу очага и открытую дверь, матовый блеск вышивки радовал глаз, вечером в мерцающем свете горящей лучины в очаге в игру вступало всё золото и серебро костюма. Но особенно красив он был в ярких солнечных лучах на фоне голубого неба.

Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление её затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить её могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.

Мужской костюм отличался большой строгостью, и вышивку можно было видеть только на праздничных башлыках.

Сегодня многие адыги в праздничные дни облачаются в традиционный национальный костюм. Всё чаще девушки предпочитают на своей свадьбе быть в адыгском платье «сай», богато украшенном золотошвейными орнаментами. Поэтому и поныне есть мастера народного декоративно-прикладного искусства, которые сохраняют и продолжают традиции золотого шитья адыгов.

Хотелось бы представить Вашему вниманию легенду, о искусной золотошвейке Сэтэнай.

Легенда о Сэтэнай.

Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов.

Мужчины этого племени славились силой и мужиством, а женщины – красотой и своим искусством Золотого шитья.

Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом – шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.

Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица

обратилась с мольбой к солнцу: « О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит шитье. Наконец, увидев, что Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.

Молодой нарт встал и признал свое поражение: « Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья».

С тех пор, так уж повелось, что перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.

АДЫГЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народы Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.

Исключительно красивый наряд, который мы сегодня называем «адыгафаща», начал формироваться еще в VI веке нашей эры. Это времена становления Византии, именно в тот момент адыги начали принимать христианство. Формирование национального костюма черкесов потребовало много времени. Окончательный вариант костюма адыги показали миру в конце ХVIII – начале XIX вв.

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Одежда, которая дошла до нас сегодня, – это прототип того костюма, который носили черкесы в конце XIX и в начале XX вв.

У черкесов бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник. Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же, как оружие, передавался из поколения в поколение. У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов.

Длина черкески зависела от моды, обычная же длина – немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек – газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее – прямые широкие.

Oдежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

На весь Кавказ прославились адыгские национальные формы одежды: черкеска — мужская форма одежды, и сае — женская.

Костюм адыга (черкеса) состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие – шашка, ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе – жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Примечательно, что в ранние эпохи роль мужской одежды была более универсальной, она зачастую совмещала экипировку воина.

Такой универсальной формой одежды являлась знаменитая черкеска (цые). Этим же требованиям отвечали и легкая обувь, и бурка, и башлык—незаменимые спутники адыга-воина в походах. Бурка, например, не только защищала от дождя, снега и ветра, она служила и готовым шалашом.

Женская ( адыгская – черкесская) одежда богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями – позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех – шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по

качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхние платья были более скромными и простыми по убранству и покрою.

Адыгейские национальные костюмы

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканое сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих материалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным

и массивным. Мотивы в нём были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож

Мужской костюм."Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь". Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д

Адыгейские национальные костюмы

Адыги шили свой костюм строго, лаконично, изысканно, не перегружая лишними деталями. Впервые черкеску шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска, вверху обтягивая фигуру, от талии плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спинки и расклешенных клиньев. Особым щегольством считалось, если

черкеска была хорошо сшита и сидела как влитая. Костюм для адыгов был средством создания совершенного образа человеческой фигуры.

Говорят, что идеальными пропорциями у черкеса считалось, если кошка в полный рост могла пройти под его талией, когда он лежал на спине. Форма костюма подчеркивала

атлетичность тела и подразумевала прямую осанку, втянутый живот и благородное поведение.

Нараспашку черкеску носили только старики, да и то только в своем селении. Длине, цвету и аксессуарам черкески уделялось особое значение. По этим параметрам многое можно было узнать о ее владельце. Существовали строгие правила ее ношения. Одежда в некотором смысле являлась социальным регулятором. Например, белые черкески были очень редки, и носили их только представители дворянского сословия. Также очень важна была и манера носить черкеску. Ее носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Наиболее бросающейся в глаза деталью были газырницы — нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия — газыри.

Со временем черкеска стала самым популярным костюмом на Кавказе. В 40–х годах XIX века этот костюм был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Терские, кубанские и донские казаки переняли адыгский костюм полностью, так же как седловку лошадей, манеру езды, ношения оружия.

Черкеска была больше чем одежда — это был имидж сильного, достойного и храброго воина. Воина, для которого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. Среди российских императоров особенно изысканно носил черкеску император Николай II.

Женский костюм адыгов отличался изяществом линий и красотой деталей.

Черкешенки всегда славились стройной фигурой и тонкой талией. Хрупкости девичьего силуэта способствовало традиционное женское платье — «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэцуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.. За счет такой конструкции туфель девушки визуально вытягивались, передвигались маленькими шагами, медленно и грациозно, тем самым показывая хорошие манеры и воспитанность.

Создавалось впечатление неспешности и уверенности в себе. Это была праздничная обувь и непременный атрибут свадебного наряда невесты. Всякий костюм — нечто большое, чем предмет одежды.

Костюм придает человеку не только определенный физический силуэт, но и образ — наделяет его характером, весомостью. Так и национальный костюм — не просто одежда. Он рассказывает о народе, о его восприятии жизни и о понимании положения человека в мире.

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмыАдыгейские национальные костюмы

Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.

В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.

Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.

Они появляются и получают распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой.

У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.

Адыгейские национальные костюмы

1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):

4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)

Адыгейские национальные костюмы

5. Черкесска детская:

Адыгейские национальные костюмы

6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера "Путешествия на западный Кавказ", 1838)

Адыгейские национальные костюмы

7. Девичий костюм западных адыгов

Адыгейские национальные костюмы

8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)

Адыгейские национальные костюмы

В центре кадра историк Заурбек Кожев:

Адыгейские национальные костюмы

10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

Адыгейские национальные костюмы

13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

Адыгейские национальные костюмы

На фото руководитель ансамбля танца "Хатти" Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Черкес оружием обвешен;
Он им гордится, им утешен;
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный –
Всё тот же он; всё тот же вид
Непобедимый, непреклонный.
Гроза беспечных казаков.
(c) А.С.Пушкин

Адыгейские национальные костюмы

18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении

Адыгейские национальные костюмы

19. Женский адыгский костюм

Адыгейские национальные костюмы

20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла "Дневник пребывания в Черкесии", 1837)

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)

Адыгейские национальные костюмы

23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева "Черкешенки", 1809)

Адыгейские национальные костюмы

24-25. Женский адыгский костюм

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

26-27. Женский адыгский костюм

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

28. Женский адыгский костюм

Адыгейские национальные костюмы

29-30. Мужской адыгский костюм

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

31-32. Концертный костюм

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru

PS. См. также прошлогодний репортаж от Адыгейские национальные костюмыnafitsa , там детали сфотографированы крупно!

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

Традиционный костюм знатных черкешенок был многослойным, сложным и состоял из нескольких компонентов: нательной рубахи "джанэкIаку", шаровар "гъончэдж", верхнего платья или рубахи "джан", кафтанчика "кIэкI", надевающегося поверх рубахи и верхнего распашного платья "сай" с лопатообразными рукавами. Подол и рукава платья украшал богатый орнамент в технике золотой или шелковой вышивки. Обязательный атрибут любой одежды – металлические застежки-нагрудники, которые нашивались на пояс и кафтан. Пояс должен был плотно охватывать женскую талию. Пояса и нагрудники изготавливали из латуни или серебра, богато декорированных инкрустацией из драгоценных металлов и камней.

Адыгейские национальные костюмы

Обязательный предмет гардероба кабарбинки и знатной черкешенки – шапочка "дышъэ паIу". Фасонов таких шапочек было огромное множество: высокие с выпуклым дном, низкие с плоским дном, высокие в виде усеченного конуса, маленькие полусферической формы, бывшие в употреблении у молодых девушек. Дворянки и замужние княгини головы покрывали шалями поверх шапочек.

Адыгейские национальные костюмы

Не меньшего внимания заслуживает и женская княжеская обувь "пхъэ вакъэ". Надевали её только по торжественным случаям. Эта обувь предавала походке плавность, неспешность и величие. Изготавливалась такая обувь из дерева. Затем её обшивали бархатом или кожей, а эти материалы богато декорировали вышивкой. Высота "пхъэ вакъэ" могла достигать до 20 см.

Адыгейские национальные костюмы

Адыгейские национальные костюмы

В начале 20-го века женский адыгский костюм претерпел серьёзные изменения, как, впрочем, и костюмы других народов. В круги адыгской интеллигенции и знати проникла европейская мода. Некоторые благородные замужние дамы отказались от шапочек и шалей, сочетая европейскую прическу с национальным костюмом. Стали появляться черты европейской моды и в наряде: ушёл ложный лопатообразный рукав, уменьшилось количество орнаментов, а в некоторых костюмах от него стали и вовсе отказываться.

Адыгейские национальные костюмы

Но при этом адыги смогли сохранить своё богатство – сложный, роскошный и изысканный национальный костюм. Сегодня адыгэ сае продолжает жить в сценических костюмах и свадебных нарядах современных адыгских невест.

Адыгейские национальные костюмы

Понять, что происходило в то время в России помогут 25 старинных фотографий роскошных русских красавиц в национальных костюмах . Полное восхищение.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.